История узорного ткачества в России

Интересный и своеобразный вид народно-прикладного искусства - ручное узорное ткачество уходящее своими корнями в глубокое прошлое. В археологических раскопках курганов на территории средней России находят остатки тканей местной работы, в том числе и узорных, относящихся еще к домонгольскому периоду. Из исторических документов известно, в XVI – XVII веках в Москве существовало несколько ткацких слобод, где проживали люди занимавшиеся ткачеством "на царский обиход" для того чтобы восполнить запасы полотна из льн («государевой белой казны»). Одна из ткацких слобод так и называлась – Хамовники (хамовниками называли ткачей). Ткались разные виды полотен из льняной пряжи высшего качества, среди них были узорные ткани – различного рода убрусы (головные полотенца), ширинки (небольшие салфетки), скатерти и многое другое. Историк конца XIX в. И. Забелин в труде «Домашний быт русского народа» упоминает до 20 наименований рисунков одних только скатертей того времени. Славились узорные ткани работы ткачей Кадашевской слободы, среди прочих тканей там делали и так называемые посольские скатерти, украшенные помимо ткачества еще и вышивкой и предназначенные для торжественных приемов во дворце.

К сожалению тканей той поры не сохранилось. Мы можем судить о них лишь только по упоминаниям в старинных документах. Например, в отдельных немногих документах домонгольского периода можно встретить упоминания о тканых изделиях, поставлявшихся крестьянскими дворами в качестве оброка, так же узорные тканые изделия упоминаются в описях имущества XVII в., в новгородских берестяных грамотах XIII – XV веков упоминается о пестряди – полосатой и клетчатой ткани.

Известно, что льняные ткани Древней Руси экспортировались на Восток – Самарканд, Индию, что говорит о высоком уровне развития ткацкого производства уже в тот период. Проанализировав все данные можно предположить, что узоры древних тканей по стилю были близки крестьянским узорным тканям XIX – начала XX в., сохранившие древнейшие традиционные черты в своем оформлении.

В ХIХ в. домашнее ткачество, в том числе узорное, имело чрезвычайно широкое распространение в крестьянском быту южной и северной России. Сырьем для него служили, как и в древней Руси, лен, шерсть, конопля, добываемые и обрабатываемые в каждом крестьянском хозяйстве. Для узорных тканей шел в основном лен, обладающий большими декоративными возможностями, и шерсть от домашнихх овец. В конце XIX в. начинают использовать и покупную «бумагу» (хлопчатобумажную пряжу фабричного производства), и тонкую шерсть, тоже фабричного прядения. И то и другое чаше всего в уже окрашенном виде.

Долгими зимними вечерами крестьянские девушки пряли на ручных прялках свой лен, для чего устраивались специальные посиделки, или беседы, а ближе к весне начинали ткать полотна и узорные ткани, имевшие разное назначение. Из них деревенские женщины шили цветные сарафаны, юбки - поневы, рубахи с узорной отделкой по подолу, рукавам и у ворота, передники, верхнюю летнюю распашную одежду - шушпан, а иногда и платки, головные косынки. Прекрасным дополнением к костюму, как к женскому, так и к мужскому, служил узорный пояс, затканный геометрическим орнаментом, а то и биквами, из которых складывались инициалы и надписи. Такой пояс обычно невеста дарила своему жениху.

Прекрасную и красиво отделанную вышивкой одежду, люди надевали на праздничные ритуалы связанные с посевом, выгоном скота на пастбища, началом сбора урожая и многих других. Участвовали в игрищах и плясках все местное население. По тому как наряжались люди, отмечали искуссность мастерицы изготовившей тот или иной костюм.Созданные таким образом разнообразные и красочные узоры, передавались женщинами из поколения в поколение своим дочерям и внукам, и многие из них дошли и до наших дней

Искусство узорного ткачества было развито повсеместно в крестьянском быту не

только у русских, но и у украинцев, белорусов и у других народов. У каждого народа оно отличалось своими чертами, характеризующими его как часть национальной культуры.

Русские народные узорные ткани XIX – начала XX в. очень разнообразны. В каждой области, порой даже в районе, существовали свои небольшие локальные центры узорного ткачества, и в каждом из них оно отличалось своеобразными чертами, выраженными в колорите, масштабе узора, характере его орнаментальной разработки, соотношении узора и гладкого поля.

Не смотря на такое разнообразие, все русские крестьянские ткани обладают стилевым единством. Для них характерна строгая геометричность узора, в которых улавливалась необъяснимая ритмичность и уравновешенность отдельных ее частей. Основой орнамента в русских народных тканях является симметрия. Фигурки людей и животных, растительные мотивы сильно геометризованы.

Наиболее характерна для ткачества геометрическая фигура – ромб. Когда – то она символизировала солнце, древнее божество славян земледельцев (в те далекие времена каждый символ был наполнен содержание, в котором находило отражение языческое мировоззрение древнего земледельца, его поклонение силам природы). Встречаются иногда в старинных северных тканях изображение женской фигуры с поднятыми вверх руками, исследователи связывают с отголосками поклонения богине Макошь, покровительнице прядения и ткачества (в последствии всего женского рукоделия). Постепенно с течение времени старое значение символов забылось, орнамент утрачивал свое символическое значение, сохраняя и развивая художественно – декоративные начала, заложенные в нем, наполняя новым эстетическим содержанием.

Для русских тканей XIX в. характерна звучная, но не многословная цветовая гамма, основанная на сочетании красного и белого (красный – синоним красоты на Руси). К концу XIX в. колорит в русских народных тканях становится более насыщенным (распространение химических красителей).

Кроме того, в каждом регионе использовались свои методы расцветки, а также применение и расположение узоров. Большие различия наблюдаются в применении и отделке узорной ткани между Севером и Югом России. Чаще всего это объясняется различиями, связанными с обычаями и климатическими условиями.

Так на Севере России всегда большое место отводилось тканям, предназначенным для украшения интерьера крестьянского дома. Северные дома были большие, с большим количеством помещений (лес в изобилие), крестьянин большое количество времени в году проводил под крышей (климат). И убранству дома придавал особое значение.

Традиция украшения своих домов передавались из рода в род. Украшали наличники окон, подвешивали над дверями, в последствии стали обрамлять иконы и зеркала. По свадебному обряду, весь дом застилали узорной тканью так что дом становился похожим на ковер. По качеству узорной ткани определяли умение девушки заниматься хозяйством.

Особенностью северорусских народных тканей является их узорчатость, тщательная графическая проработка самого узора, иногда очень сложно заплетенного, но отделка в таком варианте шла исключительно по краю, тем самым подчеркивая белизну и красоту основной части. Сдержан колорит северных тканей: он строится на классически строгом сочетании красного с белым, где белый количественно преобладает. Гармоничное сочетание белого и красного цвета придавало узорчатой ткани нежную изысканность.

Узорные ткани Южных регионов России отличались особой плотностью и пестротой красок. В дополнение к узору ткани присоединяют вышивку и разную отделку, отчего полотно становилось рельефным. Ткани Северных и Южных регионов различались между собой большой контрастностью. Если на Севере отделывали различными узорами и цвета на полотне светились мягкостью, то на Юге узорные ткани отличаются своей цветистотью и яркостью. И хотя в черноземных русских областях встречаются полотенца и скатерти с пышным узором, большее распространение получили ткани, предназначенные для женской одежды. Ткани Воронежской области ценились своей нарядностью и высоким качество полотна, с сине-черными полями в тонкую цветную клетку, богато отделывались вышивкой,лентами и тканным узором по подолу и в местах прошива полотен. В цветовой гамме использовались хорошо сочетающиеся с черным, очень сочные и глубокие цвета: золотисто-желтый, фиолетово-красный,изумрудно-травянисто-зеленый и ярко красный. "Воронежские поневы по силе выразительности, совершенству художественного решения представляют собой настоящие шедевры народного искусства"(в каждом селе, деревне был выработанный свой вид поневы).

С начала ХХ века невостребованность старых техник изготовления тканей, существенные изменения в сельской жизни, влияние городского течения, замена традиционного костюма новомодными одеждами, привели к утрате традиций и как следствию отмиранию узорного ткачества. Особенно это проявляется начиная с тридцатых годов ХХ века. В городском и деревенском укладе жизни ручная узорная ткань стала заменяться дешевой фабричной тканью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: