Особенности защиты интеллектуально-промышленной собственности

В соответствии с Парижской Конвенцией по охране интеллектуально-промышленной собственности 1883 г. и последующими редакциями под ее охраной находятся следующие объекты:

· патенты на изобретения;

· полезные модели, так называемые «малые патенты», которые выдаются на технические решения, не патентуемые из-за их недостаточно высокого уровня новизны;

· промышленные образцы, т.е. художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид, обладающее новизной и отвечающее требованиям технической эстетики;

· товарные знаки, т.е. фабричные (заводские) и торговые знаки, используемые для выделения продукции данного производителя;

· знаки сервиса, используемые в сфере услуг, т.е. призванные отличать сходные услуги разных организаций;

· фирменные наименования — знаки, которые используются физическими и юридическими лицами для обозначения своей деятельности;

· указания происхождения, т.е. знаки, используемые для обозначения того, что товар произведен в данной стране, конкретном ее районе или любом ином определенном месте;

· наименования места происхождения — географические наименования страны, района или местности для обозначения произведенного там товара, поскольку его качество и характер связаны исключительно или существенно с данным местом.

Независимо от того, какой охранный документ хочет получить лицо, претендующее на интеллектуально-промышленную собственность, необходимо доказать, что данное техническое (изобретение), эргономическое (дизайн) или художественно-рекламное (товарный знак) решение обладает очевидной новизной по отношению к аналогам. Следует иметь в виду при этом, что существует как национальная, так и мировая новизна. Это необходимо учитывать при выходе на зарубежные рынки. Новый закон об изобретательской деятельности излагает отдельные детали и особенности охраны объектов интеллектуально-промышленной собственности, рекомендации по зарубежному патентованию, продаже лицензий и т.п. [19].

Права, предоставляемые патентовладельцу в каждой стране, отличаются объемом и другими особенностями понятия «изобретения», сроками действия и объемом защиты. Любой охранный документ на объект интеллектуально-промышленной собственности означает, что владельцу предоставлено монопольное право на использование данного объекта. Это монопольное (исключительное) право выражается в возможности: производить, продавать, рекламировать, экспонировать на выставках объект, а также передавать все права или часть их, касающиеся запатентованного объекта. Нарушение исключительного права есть нарушение законов данной страны, т.е. патентообладатель вправе требовать от любого гражданина или юридического лица, использующего запатентованное изобретение в противоречии с законом, прекратить такое использование и возместить ему убытки.

На изобретение выдаются патенты, сроки действия которых в различных странах составляют от 15 до 20 лет.

В международной практике, например в США, различают три вида патентов: патент на изобретение, патент на дизайн, патент на растение.

Патент на изобретение (или утилитарный патент) имеет срок действия 17 лет с момента его выдачи. Он предоставляет владельцу защиту от создания, использования и продажи идентичного изобретения другим лицом либо фирмой.

Патент на дизайн выдается авторам нового, оригинального и необычного дизайна (художественного решения) промышленных изделий, т.е. внешнего оформления изделий, срок их действия в США — 14 лет.

Патент на растения предоставляется на новые сорта (разновидности) растений и действует 17 лет.

Таким образом, патент — это договор между государством и изобретателем о том, что государство в течение определенного срока защищает исключительные права изобретателя. По истечении этого срока государство публикует данное изобретение, и оно становится достоянием общественности.

Если изобретение создано в процессе выполнения работником служебного задания, патент выдается работодателю при условии, что между автором изобретения и работодателем был предварительно заключен договор об уступке прав на такие будущие изобретения. При этом автор изобретения имеет право на безвозмездную неисключительную лицензию. Когда между работником и работодателем не заключался указанный договор, патент выдается автору изобретения. Работодатель же вправе использовать это изобретение на условиях, определяемых лицензионным договором. Такие же последствия при наличии договора наступают, если работодатель в течение трех месяцев с даты уведомления его автором о созданном изобретении не подает заявку на изобретение.

Действующие на территории нашей страны предприятия, организации и объединения с иностранными инвестициями руководствуются изложенными правилами, если иное не оговорено в их учредительных документах.

Авторские права форма защиты оригинальных авторских разработок, которые не подпадают под патентование. Знак охраны авторских прав © (CopyRight) защищает не собственно оригинальную идею, а возможность ее несанкционированного тиражирования и последующей продажи. Защита авторскими правами целесообразна для произведений художественной прозы и поэзии, скульптур, моделей, графики, географических карт, проектных чертежей, музыкальных произведений и др. Например, авторскими правами защищается программный продукт.

Авторские права могут быть зарегистрированы. Для этого автору необходимо заполнить соответствующий документ, представить две копии работы и оплатить услуги по регистрации. Сроком авторских прав является продолжительность жизни самого автора и еще 15 лет после его смерти. Для юридических лиц срок авторского права устанавливается в 75 лет с момента публикации [26].

Авторство имя автора, исполнителя, создателя и т.п., а также неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. Авторы произведения могут уступить свои права различным организациям и гражданам, оформив это лицензионным договором.

Допускается, однако, без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения использование чужого выпущенного в свет произведения для удовлетворения личных потребностей, если при этом не наносится ущерб нормальному использованию произведения и не ущемляются законные интересы автора.

Необходимо также знать, что авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания (служебное произведение), принадлежит не предприятию, а лицу, создавшему его, автору. Вознаграждение за использование служебного произведения уплачивается в случае и размерах, установленных законодательством. По истечении трех лет с момента предоставления произведения, а при согласии работодателя и ранее, автор вправе распорядиться своим произведением по собственному усмотрению. Например, если целью служебного задания было написание научной статьи, автор вправе использовать материалы статьи для прочтения платных лекций.

В связи с этим следует признавать недействительными положения, довольно часто встречающиеся в уставах СП, MII и т.д., о том, что объекты творческого труда, созданные на предприятии, являются собственностью последнего [26].

Торговая марка как метод защиты интеллектуальной собственности представляет собой слово, символ, рисунок или их комбинацию, зарегистрированные в установленном порядке, представляющие отличительное обозначение фирмы или товара.

Регистрация торговой марки позволяет предприятию (фирме) использовать следующие преимущества, которые приобретаются самим фактом регистрации:

· зафиксировать регистрацию торговой марки на таможне, чтобы предотвратить импорт-экспорт товаров и услуг со схожей маркой;

· осуществлять коммерческое использование торговой марки;

· обращаться в суд в случае посягательства на торговую марку другими фирмами и конкурентами;

· использовать торговую марку в качестве ценового компонента (например, цена на продукцию некоторых престижных косметических фирм определяется главным образом принадлежностью к престижной торговой марке).

Товарные знаки защищаются свидетельствами о регистрации (в тех странах, где такие знаки требуют регистрации) на срок от 10 до 20 лет. В отличие от патентов, срок действия которых не возобновляется по его истечении, охрана товарных знаков может продолжаться неограниченно долго при условии, что знак соответствующим образом используется.

Понятие «ноу-хау» (know-how) обозначает секрет производства и наиболее близко к понятию «коммерческая тайна». Согласно законодательству, обладатель технической, организационной или коммерческой информации, составляющей секрет производства («ноу-хау»), имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами [26].

Понятие «ноу-хау» весьма емкое, и формы его многообразны. Приведем некоторые из них, не претендуя на их полноту [26].

Техническая сфера: конструкторские чертежи, результаты опытов и их протоколы; перечень проведенных исследовательских работ, общепринятые таблицы и результаты расчетов в их специальном применении для производства определенного продукта; статистические расчеты; формулы и рецепты; данные о качестве материалов; список деталей; чертежи поставляемого оборудования, включая инструкции по обработке, перечни норм, которые дают сведения о результатах проведенных работ по разработке норм; данные о произведенных улучшениях; рабочие планы с указанием времени и допусков; инструкции по технологии (например, предписания по температурному режиму); документация по изготовлению продукции; отчеты о произведенной продукции; оптимальное количество стандартных деталей; приемочные и испытательные предписания; строительные отчеты; перечни аппаратуры; количественные калькуляции для наружного монтажа; данные работ по программированию; обучение персонала другого предприятия.

Коммерческая сфера: картотека клиентов, поставщиков, данные об организации производства; документация о программировании в коммерческой сфере; документация об организации сбыта и распространения; данные о финансировании; методы рекламы; обучение коммерческого персонала другого предприятия.

Таким образом, можно сделать вывод, что «ноу-хау» является техническим, коммерческим и производственно-экономическим знанием и опытом, использование которых покупателем «ноу-хау» дает ему возможность произвести и реализовать продукт, а также осуществлять другую производственную деятельность, например, организацию и управление производством.

В действующем законодательстве определены условия, при которых техническая, организационная и коммерческая информация является «ноу-хау» и относится к коммерческой тайне [19, 26]:

· эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

· к этой информации нет свободного доступа на законном основании;

· обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

При заключении договора о передаче «ноу-хау» стороны вправе включать в него любые пункты, не противоречащие законодательству. Стороны могут сами определять, как и на каких условиях, за какую плату будут передаваться секреты производства.

Продавцу «ноу-хау» при заключении договора для обеспечения своих экономических интересов можно порекомендовать обратить особое внимание на следующие моменты:

1. В тех случаях, когда договор еще не заключен и стороны находятся на стадии предварительных переговоров, будущий покупатель принимает на себя обязательство держать в секрете уже сообщенные ему конфиденциальные сведения. При нарушении этого обязательства он обязан возместить партнеру возникший в связи с этим нарушением ущерб. Доказать, что покупатель действительно нарушил конфиденциальность, сложно. Например, он может утверждать, что другая сторона передала ему лишь те сведения, которые были ему уже известны, что он якобы опирался на собственные исследования и не использовал секреты продавца. Поэтому рекомендуется для доказательства факта нарушения конфиденциальности перед началом предварительных переговоров точно определить, какие сведения должны оцениваться сторонами как секреты и потому их следует держать в тайне. В зарубежной практике по этому вопросу нередко заключается специальное соглашение, предшествующее договору о передаче «ноу-хау».

2. В договор о передаче «ноу-хау» необходимо включать обязанности покупателя соблюдать условия, оговоренные законодательством, т.е. он должен обеспечить секретность полученной информации путем принятия надлежащих мер к охране ее конфиденциальности. Несоблюдение этих условий приводит к прекращению самого «ноу-хау» независимо от того, где произошла утечка информации. Более того, уже при заключенном договоре, если с течением времени к информации, переданной как «ноу-хау», открывается свободный доступ на законном основании и обе стороны не виновны в разглашении тайны, покупатель вправе отказаться от договора в связи с исчезновением предмета, по поводу которого заключен договор.

3. В договоре следует сразу предусматривать возможность или запрещенность дальнейшей передачи полученных сведений покупателем третьим лицам.

4. Целесообразно определить в договоре о передаче «ноу-хау», кто будет предъявлять иск (продавец или покупатель) при обнаружении лица, неправомерно использующего «ноу-хау».

В соответствии со статьей 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий частным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету:

1. Все действия, способные каким бы то ни было образом вызвать путаницу в отношении предприятия, товаров, промышленной или торговой деятельности конкурента.

2. Ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, товары, промышленную или торговую деятельность конкурента.

3. Указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: