Обычная ситуация в банке – столпотворение клиентов в холле (зале). Общение с ними затруднено и конфиденциальность отсутствует. Недостаточная площадь внутренних помещений, их непродуманная (или невозможная) перепланировка не позволяют внедрять новые формы обслуживания и т.п. Это также сказывается и на доходе банка.
Эксперты выработали рекомендации, которые полезно учитывать при проектировании, строительстве и. реконструкции помещений для банков и офисов финансовых (инвестиционных) учреждений, направленные на ликвидацию отмеченных недостатков [16]. Они предусматривают:
· установку современных средств защиты от проникновения грабителей;
· создание просторных холлов, удобных для размещения клиентов и выполнения мелких денежных операций (переводы, перечисления, вклады и т.д.);
· выделение специально защищенных кабин для проведения операций с крупными наличными средствами и обмена валюты;
· разделение банковских операций, проводимых для организаций и частных лиц;
· создание отделенных от общего холла зон (помещений) для бесед с клиентами, имеющих конфиденциальный характер;
· использование современной мебели и оборудования, которые создавали бы комфортную обстановку для клиентов и в случае необходимости могли бы легко переоборудоваться;
· выделение и строительство специальных помещений для самообслуживания;
· постоянное наблюдение управляющими (администраторами) и службой безопасности за обстановкой в основном холле (зоне клиентского зала) с помощью телекамер;
· расположение зон, в которых содержатся наличные деньги, как можно дальше от входа в банк. Вход в них должен хорошо просматриваться из общего холла (зала);
· рациональное расположение постов охраны в рабочее и нерабочее время, контроль на входе.
Служба безопасности банка должна иметь четкие представления и по следующим вопросам.
· Кто проживает по соседству с банком?
· Имеются ли в этой части города другие охраняемые коммерческие учреждения?
· Могут ли грабители незаметно покинуть банк в дневное или ночное время (например, влившись в большой поток транспорта или пешеходов)?
· Останавливают ли сотрудники патрульно-постовой службы подозрительных лиц, появляющихся в зоне банка в ночное время?
· Как далеко расположено отделение милиции и сколько времени потребуется его сотрудникам, чтобы прибыть в банк в случае получения сигнала тревоги?
· Как обеспечить срабатывание охранной сигнализации при любом варианте ограбления, будь то взлом или вооруженный налет?
· Как помешать грабителям исчезнуть в условиях всеобщего замешательства?
· Как предотвратить возможность захвата заложников из числа клиентов или персонала банка?