Основные черты ядерной доктрины Франции

Ядерная доктрина Франции в ХХ столетии была ориентирована на «ядерное устрашение». Ее некоторую трансформацию можно отметить в 2001 г., когда Президентом Ж. Шираком было заявлено: «опирающаяся на право, а также на Вооруженные силы, наша безопасность будет и далее гарантироваться, прежде всего, ядерным устрашением. Ядерное


207 устрашение – это сердцевина средств, которые позволяют реализовывать принцип

стратегической автономии, вытекающий из нашей политики в области обороны. … Франция

без колебаний встретит угрозы, которые могут быть направлены против ее жизненных

интересов со стороны любых региональных сил, которые располагают ОМУ», и далее:

«Франция... будет сохранять способность к устрашающему ответу, потенциальными целями

которого могут быть политические центры, экономические и военные объекты». По сути

дела, констатировалось расширение содержания «ядерного устрашения» во взглядах

французского руководства.

Изменение доктрины последовало вслед за пересмотром ядерной политики в США. Франция, следуя американской модели, теперь также допускает превентивное применение ЯО против государств, обладающих или даже только подозреваемых в обладании ОМУ.

В январе 2006 г. Президент Ж. Ширак подчеркнул (в дополнение к обеспечению суверенитета, территориальной целостности и защиты населения Франции) новые приоритеты национальной ядерной доктрины: борьба с терроризмом; защита союзников и стратегических поставок. Была подтверждена возможность применения ЯО против «террористических государств», но в новой трактовке: «Руководители государств, которые использовали бы против нас террористические средства, равно как и все те, кто намеревается использовать ОМУ, должны понимать, что они подвергнутся жесткому соответствующему ответу с нашей стороны. Ответ может быть конвенционным, но может иметь и другую природу». Иными словами, если ранее допускалось применение ЯО против обладателей ОМУ, применивших или только подозреваемых в подготовке его применения, то теперь допускается нанесение превентивных ядерных ударов и по государствам (организациям), ведущим террористическую деятельность или подозреваемым в ней, даже если они не обладают ОМУ.

Существенным новым моментом во французской ядерной политике является также подчеркнутое в этом выступлении повышение гибкости реагирования стратегических сил: «Если речь идет о региональной державе, то наш выбор не должен заключаться в бездействии либо в полном уничтожении. Для реализации данного положения осуществлено сокращение количества ядерных боеголовок на некоторых ракетах на подводных лодках», заявил Ж. Ширак. Такой подход копирует английскую концепцию «субстратегических ударов». Судя по всему, французское военно-политическое руководство считает, что имея возможность наносить «избирательные» («выборочные») ядерные удары стратегическими средствами, оно сможет свободнее и оперативнее (по сравнению с применением нестратегического ЯО) реагировать на конфликты с участием развивающихся стран.

Модифицированная ядерная доктрина Франции в определенной степени является реакцией на новую ядерную политику США и, кроме того, подчеркивает неизменную


208 автономность французской ядерной политики. Хотя Франция является членом НАТО, но

в военную структуру альянса не входит. Французские ядерные силы в состав ядерных сил

НАТО не включены и Франция, судя по всему, по-прежнему будет проводить независимую

ядерную политику, ни с кем не разделяя контроль над своим ЯО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: