Задачи специальной психологии

Cпециальное образование

Специальная психология является прикладной по отношению к такой важнейшей в социальном смысле сфере человеческой практики, как специальное образование.

Специальное образование занимается вопросами:

  • воспитания,
  • обучения,
  • социально трудовой адаптации

Лиц с ограниченными возможностями физического и психического развития.

Предмет специальной психологии

Всякая самостоятельная наука должна иметь свой собственный предмет и методы его изучения. Весьма традиционно

  • предметом специальной психологии называют
    изучение отклонений от хода нормального развития.

При этом, как правило, не указывается, что имеется в виду под терминами«отклонения в развитии» и «нормальное развитие». И то и другое считается чем-то очевидным и не нуждающимся в определении.

  • Понятие «отклонение в развитии» поясняется примерами:
    • слепые дети,
    • глухие дети,
    • умственно отсталые дети,
    • дети с тяжелыми речевыми нарушениями.

В силу этого предмет специальной психологии складывается из нескольких разнородных элементов, т. е, психология слепых, психология глухих, психология умственно отсталых детей и пр. Иными словами предмет теряет свою целостность, внутреннее единство, а термин «специальная психология» становится условным обозначением, объединяющим или включающим в себя названия разных отраслей, существующих параллельно и независимо.

Будучи психологической дисциплиной, специальная психология должна изучать, прежде всего, психологические феномены. Именно поэтому предметом ее изучения являются не сами отклонения в психическом развитии (последними, скорее всего, должна заниматься психопатология детского возраста), а психическое развитие как таковое. Проще говоря, специальная психология изучает то, как ведет себя процесс психического развития в различных неблагоприятных, условиях. Указав на сам предмет, мы можем дать его определение, т. е. то, что мы будем понимать и подразумевать, говоря о нем.

Отклоняющееся развитие

Отклоняющееся развитие можно определить как обычное развитие, но протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида.

Такое определение предмета выглядит целостно и внутренне непротиворечиво (схема 1.1). В это определение легко вписываются любые из известных сегодня варианты отклонений в развитии.

Задачи специальной психологии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: