Cпециальное образование
Специальная психология является прикладной по отношению к такой важнейшей в социальном смысле сфере человеческой практики, как специальное образование.
Специальное образование занимается вопросами:
- воспитания,
- обучения,
- социально трудовой адаптации
Лиц с ограниченными возможностями физического и психического развития.
Предмет специальной психологии
Всякая самостоятельная наука должна иметь свой собственный предмет и методы его изучения. Весьма традиционно
- предметом специальной психологии называют
изучение отклонений от хода нормального развития.
При этом, как правило, не указывается, что имеется в виду под терминами«отклонения в развитии» и «нормальное развитие». И то и другое считается чем-то очевидным и не нуждающимся в определении.
- Понятие «отклонение в развитии» поясняется примерами:
- слепые дети,
- глухие дети,
- умственно отсталые дети,
- дети с тяжелыми речевыми нарушениями.
В силу этого предмет специальной психологии складывается из нескольких разнородных элементов, т. е, психология слепых, психология глухих, психология умственно отсталых детей и пр. Иными словами предмет теряет свою целостность, внутреннее единство, а термин «специальная психология» становится условным обозначением, объединяющим или включающим в себя названия разных отраслей, существующих параллельно и независимо.
|
|
Будучи психологической дисциплиной, специальная психология должна изучать, прежде всего, психологические феномены. Именно поэтому предметом ее изучения являются не сами отклонения в психическом развитии (последними, скорее всего, должна заниматься психопатология детского возраста), а психическое развитие как таковое. Проще говоря, специальная психология изучает то, как ведет себя процесс психического развития в различных неблагоприятных, условиях. Указав на сам предмет, мы можем дать его определение, т. е. то, что мы будем понимать и подразумевать, говоря о нем.
Отклоняющееся развитие
Отклоняющееся развитие можно определить как обычное развитие, но протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида.
Такое определение предмета выглядит целостно и внутренне непротиворечиво (схема 1.1). В это определение легко вписываются любые из известных сегодня варианты отклонений в развитии.
Задачи специальной психологии