А) Вершина, мнимый, заместитель (вместо), бывший, топ-, квази-, вице-, экс-

б) Президент, модель, мэр, научный, ученый, министр, жена, чемпион, мнение.

Задание 5. Составьте предложения со следующими словами.

Факс, фаворит, хит, шейпинг, шлягер, шоп, шоу, вояж, ди-джей, интернет, кич, принтер, скоч, афера, бодибилдинг, хиромантия, подиум.

Задание 6. Объясните, в чем заключаются ошибки в следующих предложениях?

1. На птичьем дворе петух доминирует над курами. 2. Вчера мы стали свидетелями крайне неприятного инцидента: на наших глазах были разбиты две бутылки пива. 3. Бабушка инкриминировала внуку исчезновение банки варенья. На что внук ответил, что на подобные инсинуации он не собирается обращать внимание. 4. Мама наложила вето на решение отца купить сыну компьютер. 5. Учитель ратифицировал решение класса пойти всем вместе в театр.6. Только с санкции директора школы можно провести праздничную дискотеку. 7. По тротуару прохаживаются тинейджеры. 8. На перемене подрались два первоклассника, на что директор заметил: «Подобные эксцессы возникают в последнее время слишком часто», 9. Эти проблемы обсуждались лишь в школьных кулуарах. 10. Сегодня в нашем классе состоялась презентация нового ученика. 11. Теперь ему надо натурализоваться в нашем классе. 12. На уроках физкультуры мы выстраиваемся в строго определенную иерархию.

Задание 7. Являются ли синонимами следующие слова? Если есть различия в их значениях, то объясните, какие.

Бомонд – элита – истеблишмент; вердикт – вотум; демагогический –декларативный – популистский; интеграция – консолидация; конфессия – вероисповедание; коммивояжер – дистрибьютор – менеджер – брокер; клиринг – клирос; ликвидный – легитимный; мажорный – мажоритарный; масс-медиа – средства массовой информации; меценат – спонсор; геноцид – шовинизм; холдинг – хоспис; суицид – самоубийство; тост – гренок; вестерн – триллер; ортодокс – апологет; локальный – лояльный; фикция – фантом – мистификация; катаклизмы перипетии – пертурбации; коллапс – стагнация; компиляция – плагиат; корректив – поправка; корректный – вежливый; маркетинг – менеджмент; муниципалитет – префектура; субсидия – заработная плата; промоушен – консалтинг, референдум – плебесцит; ликвидный – конвертируемый.

Задание 8. Выделите в предложениях канцеляризмы, речевые штампы. Устраните речевые ошибки.

1. Следует поднять вопрос на должную высоту об уровне преподавания некоторых дисциплин в означенном учебном заведении. 2. Постоянного внимания заслуживает вопрос о работе с кадрами. 3. К сожалению, на высоком уровне находится количество дорожно-транспортных происшествий. 4. В силу стечения непредвиденных обстоятельств я не смог выполнить вашу просьбу. 5. Привлечение математических методов с привлечением ЭВМ может оказать существенную помощь в деле решения этой сложной проблемы. 6. Ввиду отсутствия в прошлом году семян гибридных сортов кукурузы урожайность данной культуры была намного ниже, чем в текущем году. 7. Новой высокой награды он удостоен за выдающиеся заслуги в деле получения высоких урожаев хлопка. 8. Животноводам следует идти по линии создания прочной кормовой базы. 9. Независимо от масштабов организации, работа должна быть на должном уровне масштабов нашего времени. 10. При обмене имеющимся опытом было установлено, что следует сосредоточить внимание на решении насущных вопросов.

Задание 9. Расставьте ударение в следующих существительных:

Газопровод, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, пиала, приданое, свекла, статуя, ходатайство, щавель.

Апостроф, бюрократия, гастрономия, диоптрия, значимость, иконопись, каучук, ломота, пасквиль, похороны, созыв, упрочение, феерия, феномен.

Асимметрия, бензопровод, вероисповедание, бунгало, генезис, диспансер, жизнеобеспечение, каталог, квартал, некролог.

Диалог, игрище, искра, кладовая, колосс, недуг, партер, премирование, пурпур, ракурс, столяр, узаконение, христианин.

Задание 10. Расставьте ударение. Если возможны варианты, укажите их.

Безудержный, единовременный, зубчатый, лубочный, неоцененный, тигровый, госпитальный, гербовый, искристый, каменноугольный, мизерный, юродивый, украинский.

Баловать, балованный, багроветь, бронировать (покрывать броней), бронировать (закреплять), делящий, заиндеветь, закупорить, запломбировать, запломбированный, искриться, маркировать, премировать, усугубить, группировать, заржаветь, кашлянуть, лиловеть, нормировать, облегчить, опошлить, плесневеть, принудить, ржаветь, уведомить, ходатайствовать, экипировать.

Втридорога, втридешева, донельзя, издревле, мастерски, наголо.

Задание 11. Определите, правильно ли даны толкования книжных слов. Неправильные определения исправьте.

Авгур – верховный правитель, пользующийся неограниченной властью, основанной на произволе.

Адепт – приверженец, последователь какого-либо учения, идеи.

Аскет – тот, кто стойко и мужественно переносит жизненные испытания.

Базилика – кустарник или полукустарник, распространенный в тропиках и субтропиках.

Догмат – некритическое мышление, опирающееся на догмы, т.е. положения, принимаемые на веру за непреложные истины.

Конквистадор – председатель палаты лордов в Великобритании.

Обскурант – справочник, справочная таблица цен на товары и разного рода услуги.

Панегирик – торжественная песнь в честь бога Диониса.

Задание 12. Дайте оценку употреблению выделенных слов. В случае неправильного использования слова исправьте предложения.

1. Череда первоклашек теснилась у крупного аквариума. 2. Чашка выпала из рук матери и раскололась на мелкие кусочки. 3. Наш город характерен старинными парками, за что его уважают все жители. 4. Наш завод славится возделыванием комфортабельных троллейбусов. 5. В транспортировке кормов участвует семь подвод. 6. Декада французской музыки продлится две недели. 7. Нерадивых водителей неизменно встречает авария. 8. Мой брат увлекается мифами Древней Греции и знает фамилии всех античных героев и богов. 9. Какие только чудеса не вытворяет современная наука! 10. Новогодняя елка стала любимым праздником нашего детства.

Задание 13. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях:

прочитать доклад; ностальгия о детстве; тосковать по семье; провозгласить тост; оказать вред.

Задание 14. Найдите лишние словав следующих контекстах. Ответ мотивируйте.

1. Знаменитый режиссер поделился со зрителями своими планами на будущее. 2. Толпа людей ворвалась на территорию парка. 3. Цена пребывания в этой больнице не финансируется государством. 4. Демобилизовавшись из армии, Сергей решил вернуться на завод. 5. Я пока так и не решил, как соединить между собой любовь к музыке и увлечение компьютером. 6. Заброшенный парк превратился постепенно в пастбище для скота. 7. Осенний парк кажется грустным и печальным. 8. Мы выполнили работу по эксгумации народного фольклора. 9. Это был первый литературный дебют будущего великого писателя. 10. Вопросы экологии сейчас стоят на повестке жизни и смерти.

Задание 15. Укажите разные виды речевой избыточности (повторение слов, тавтология, плеоназмы, универсальные слова, расщепление сказуемого и т.д.). Отредактируйте предложения.

1. Сегодня у нас в гостях гость из солнечной Грузии. 2. На совещании обсуждались вопросы и проблемы, связанные с началом отопительного сезона. 3. Мы не устраиваем каких-то всенародных соревнований на лучшего аса шоферского дела. 4. Возникает необходимость принятия мер в деле распространения апробированного и одобренного передового опыта. 5. Открытие вернисажа намечено на конец сентября месяца. 6. В области сложилась сложная ситуация с водоснабжением населения области. 7. Всем участникам семинара организаторы подарили сувениры на память. 8. В текущем году цветение будет протекать на этих побегах цветов. 9. Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века. 10. Мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.

Задание 16. Найдите ошибки, вызванные неполнотой предложений.

1. Интересующих вас лиц вышлем почтой. 2. Пассажиры с необмотанными рогами к посадке не допускаются (Объявление в аэропорту). 3. Для домашних насекомых в магазине ничего нет. 4. Сдается квартира с ребенком. 5. Женщине присудили 25% мужа. 6. В кабинете литературы висят великие писатели. 7. Футболисты ушли с поля без голов. 8. Несмотря на то, что ей за сорок, выглядит она на все сто. 9. Врач на заборе (Объявление о том, что врач уехал к донорам). 10 Делаем только срочные переломы (На двери рентгенкабинета).

Задание 17. Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Объясните, в чем заключаются ошибки.

1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 2. Глядя на то, что происходит сегодня, у меня руки развязаны. 3. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 4. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьезной доработке. 5. Придавая большое значение методам исследования, был выполнен ряд экспериментов.

Задание 18. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного согласования сказуемого с подлежащим. Исправьте предложения.

1. Большинство избирателей проголосовали до двенадцати часов дня. 2. Более семидесяти процентов выпускников школы получило дипломы шоферов третьего класса. 3. Кафе-закусочная, что открылась недалеко от гостиницы, рассчитана на девяносто мест. 4. Музей-квартира писателя будет открыта для посетителей в конце этого года. 5. «Анна Каренина», как и другие романы Л. Толстого, переведен на десятки языков.

Задание 19. Найдите в предложениях, взятых из выступлений современных политиков и журналистов, нарушения стилистико-синтаксических норм русского языка. Обратите внимание на предложения, в которых нарушены лексическо-стилистические нормы.

1. Наблюдая за прыжком Павла Ольшанского, у вас может возникнуть вопрос… 2. Жаль, что у меня нет просто возможности было полететь туда. 3. Мы должны действовать вопреки тому, что действуют со стороны НАТО. 4. Никому не секрет, что главные виновники в развале хозяйства – чиновники. 5. Время слушать классику. На сей раз вашему вниманию ария тореадора из оперы «Кармен» Жоржа Бизе. 6. Мы объявили о подорожании цен на метро. 7. Россия будет совершать рыночные, тем не менее, преобразования. 8. Центральная избирательная комиссия получит возможность манипулировать с подписями. 9. Встречи Президента с зарубежными политиками проводятся согласно протокола. 10. Ясная картина состояния озонового слоя планеты возникает, изучив работы европейских и русских ученых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: