Индикаторная диаграмма

1.1.Отличие действительных циклов четырехтактных двигателей от теоретических.

Действительным циклом двигателя называется совокупность периодически повторяющихся тепловых, химических и газодинамических процессов, в результате которых термохимическая энергия топлива преобразуется в механическую работу.

1.Действительные циклы являются разомкнутыми.

2.Вместо подвода теплоты в действительных циклах происходит процесс сгорания.

3.Изменяется химический состав рабочего тела.

4.Теполоёмкость рабочего тела постоянно меняется.

5.Идёт постоянный теплообмен между рабочим телом и окружающими его деталями.

1.2. Индикаторная диаграмма.

Индикаторной диаграммой называется зависимость изменения давления (p) от изменения объёма (v) рис.1. Индикаторные диаграммы используются для изучения и анализа процессов, протекающих в цилиндре двигателя. Так, например, площадь свёрнутой индикаторной диаграммы, ограниченная линиями сгорания, сжатия и расширения (рис.1 красная штриховка) соответствует полезной работе или индикаторной работе Li действительного цикла. Величиной индикаторной работы характеризуется полезный эффект действительного цикла:

Li = Q1 – Q2, где:Q1- количество подведённой теплоты.

Q2- тепловые потери действительного цикла. В действительном цикле Q1зависит от массы и теплоты сгораемого топлива, вводимого в двигатель за цикл.

Экономичность действительного цикла оценивают индикаторным КПД , который представляет собой отношение теплоты, преобразованной в полезную работу Li, к теплоте подведённого в двигатель топлива:

= .Подставляя значение Li, формулу индикаторного КПД

можно записать так: = (Q1–Q2) / Q1 = 1- . В современных двигателях тепловые потери составляют 55 – 70%.

По индикаторной диаграмме (рис.1) можно определить процессы действительного цикла четырёхтактного двигателя.

Процессы, составляющие рабочий цикл двигателя, можно разбить на две группы:

а).Процессы сжатия, сгорания и расширения образуют рабочую часть цикла.

б).Процессы выпуска и впуска. Эта группа процессов образует вторую часть рабочего цикла. Поскольку осуществление процессов выпуска и впуска обеспечивает смену рабочего тела в цилиндре, эти процессы называются процессами газообмена.

Рис.1.Свёрнутая индикаторная диаграмма четырёхтактного двигателя с принудительным воспламенением.

1.Процесс впуска свежего заряда(кривая frdak).

2.Выпуск отработавших газов (кривая b1bfrd).

3.Процесс сгорания (кривая с1с»zz»).

4.Процесс расширения (кривая с»zb1b»).

При впуске свежего заряда поршень движется, освобождая объём, который заполняется горючей смесью в карбюраторных двигателях и чистым воздухом в дизелях.

Начало впуска определяется открытием впускного клапана (точка f), конец впуска – его закрытием (точка k). Начало и конец выпуска соответст-

вено в точкахb1 и d.

Не заштрихованная зона b1bb на индикаторной диаграмме соответствует потере индикаторной работы вследствие падения давления в результате открытия выпускного клапана до прихода поршня в НМТ.

Сжатие фактически осуществляется с момента закрытия впускного клапана (кривая k-c»). До закрытия впускного клапана (кривая a-k) давление в цилиндре остаётся ниже атмосферного (p0).

В конце процесса сжатия топливо воспламеняется (точка с) и быстро сгорает с резким нарастанием давления (точка z).

Так как воспламенение свежего заряда происходит не в ВМТ, и сгорание протекает при продолжающим перемещении поршня, расчётные точки с и z1 не соответствуют реально протекающим процессам сжатия и сгорания. В результате площадь индикаторной диаграммы (заштрихованная зона), а значит и полезная работа цикла меньше термодинамической или расчётной.

Воспламенение горючей смеси осуществляется от электрического разряда. Образовавшиеся в результате сгорания топлива газообразные продукты создают давление на поршень, вследствие чего совершается такт расширения или рабочий ход. При этом тепловая энергия преобразуется в механическую работу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: