Невербальный этикет в деловой коммуникации

1.3.1. Деловой этикет и невербальная коммуникация

Деловой этикет — установленный порядок поведения в сфе-ре бизнеса и деловых контактов — регулирует как вербальный (осо-бенности речевого этикета, регулирующего вербальную сферу, будут рассмотрены в третьей главе) так и невербальный этикет и дей­ствует во время переговоров, при посещении организации, а также отношениях между членами коллектива.

Поскольку этикетные формулы присутствуют на всех этапах коммуникации между адресантом и адресатом (отдельными лично-стями или группами с разным числом участников), правильное понимание и восприятие информации оказываются важными составляющими коммуникации. Непонимание или недопонимание только высказывания, но и невербального поведения участника


коммуникации может привести к непредвиденным результатам и неудаче в переговорах.

По мнению Е.Б.Морозовой,25 деловой этикет можно отнести к среднеритуализованным видам этикета, которые в отличие от сильноритуализованных26 видов этикета, хотя и подразумевают сле-дование ряду правил, оставляют некоторую свободу в выборе стиля поведения, поскольку не всегда влекут за собой определенные санкции и наказания, такие как прекращение общения, разрыв отношений, выражение официального протеста или наложение штрафа. Соблюдение правил делового этикета в таких ситуациях как общение и прием иностранных партнеров, официальные мероприятия, деловые приемы и обеды более строгое, чем в ситуациях бытового этикетного поведения. Но в любом случае степень формальности и официальности общения следует четко различать в зависимости от места, времени, социального и личного статуса участников коммуникации. Важно также учитывать такой фактор, как стереотипность этикетного поведения, которое формируется обычно в детском возрасте и в рамках определенной культуры, что может способствовать негативной оценке иного стереотипного этикетного поведения.

Значение невербального поведения в коммуникативном про­цессе многофункционально. Оно создает образ личности участника коммуникации; выражает и формирует взаимоотношения участни­ков коммуникации; является индикатором актуальных психических состояний личности участников коммуникации; выступает в роли уточнения, усиливает эмоциональную насыщенность речевой ком-муникации; поддерживает оптимальный уровень психологической

25

Морозова Е.Б. К проблеме описания невербального этикета и создания теории этикета // Материалы международной конференции Диалог. Ком­пьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. Звенигород, 1-6 июня 2005.

Сильноритуализованные виды этикета представляют собой ситуации общения, в которых поведение сторон носит ритуальный характер, а сама си­туация представляет собой ритуал, обряд или церемонию, где роли участников тщательно расписаны. К сильноритуализованным видам этикета можно отне­сти ритуальный, дипломатический, религиозный, военный этикет.



близости между участниками коммуникации; выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений участников коммуникации.

В связи с рассмотрением невербальных компонентов этикета следует выделить следующие основные невербальные средства общения:

1) кинесические средства — зрительно воспринимаемые движения другого человека, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке;

2) просодические средства — ритмико-интонационные стороны речи: высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения;

3) экстралингвистические средства — это включение в речь пауз, а также плач, кашель, смех, вдох и т. п.;

4) такесические средства — динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя;

5) проксемические — это пространственная организация общения: ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними.

Для успеха в бизнесе важен учет особенностей межличностного общения как вербального, так и невербального характера, деловом общении невербальные средства подчинены определенным правилам. Совокупность данных правил составляет невербальный деловой этикет.

Невербальный деловой этикет представляет собой множест-во конкретных невербальных этикетов (жестовый, позовый, визу-альный и т.п.) или, другими словами, правила невербального поведения, которым следуют в этикетных ситуациях. В отличие от бытового невербального поведения, невербальное этикетное поведение подразумевает контроль и оценку своего жестового, позового и др. невербального поведения в зависимости от принятых в той или иной ситуации правил этикета, а также реакции (различных невербальных и вербальных признаков успешности или неуспешности общения участников коммуникации.

Таким образом, невербальное этикетное поведение в дело-вом общении представляет собой следование правилам делового этикета согласно сложно организованному невербальному и бальному взаимодействию участников коммуникации.


1.3.2. Основные параметры невербального этикетного поведения в деловом общении

Важным условием успеха делового общения является взаи-мопонимание участников коммуникации. Понимание другого чело-века подразумевает интерес не столько к его личным качествам, сколько к тому, что, как и для чего он делает. Ответ на эти вопросы всегда может дать вербальная сфера, и тогда на помощь приходит знание ситуаций, активизирующих то или иное невербальное поведение. Хотя каждая ситуация общения по-своему уникальна, в реальной практике можно выделить устойчивые черты, свойственные человеческому взаимодействию. Поэтому возможно дать классификацию параметров невербального этикетного поведения:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: