История российского предпринимательства и деловая культура

5.1.1. Предпринимательство в Древней Руси

Древнерусское государство восточных славян громко заявляет о себе на международной арене в IX веке, заключает торговые и военные соглашения с иностранными государствами, ведёт активную экономическую деятельность. Достаточное количество природных ресурсов (зверя в лесах, рыбы в реках и т.д.), богатые лесные угодья позволяли славянам длительное время только брать от природы её богатства. Поэтому первоначальными сторонами деятельности наших предков были добывающая, обменная, а не производительная. Славяне были отменными охотниками и рыболовами. Особое место занимала пушная охота, так как ценные меха использовались вместо денег при товарообмене с иностранцами. Одним из важных промыслов было бортничество, то есть добыча мёда и воска диких пчёл из дупел деревьев.

Результаты промысла обменивались на товары, привозимые из других государств. Под покровительством хазар славяне, например, вели бойкую торговлю с арабскими купцами. Главными предметами торговли русского купца являлись хлеб, мёд, воск, меха. Следует отметить, что меховая одежда была в моде при дворе халифов70 и богатых арабов. Со своей стороны восточные купцы предлагали вина, пряности, украшения, пользовавшиеся устойчивым спросом на Руси.

Арабские путешественники оставили яркие записи о контактах с руссами в X веке. Например, Ахмед-ибн-Фадлах,71 добравшись




70Халиф - титул государя в ряде арабских стран, являвшегося одновременно и духовным главой мусульман.

«Записка» Ахмеда Ибн-Фадлана - чрезвычайно важный источник по истории Восточной Европы X века. Ее автор посетил Волжскую Булгарию в





до великой и могучей реки Итиль (так арабы называли Волгу), повстречался с русскими купцами. «Они были подобны пальмам, — записал он, — румяны и красивы. Все русы оказались хорошо вооружены. У одногосекира, у другогомеч, у третьегодлинный нож. Мечи плоские, с бороздками, франкской работы. Вместо куртоки кафтанов они носили плащи»72.

Оживлённые торгово-экономические, политические и культурные связи существовали между Новгородом и Скандинавией Новгород являлся перевалочной базой и пунктом вербовки наёмных варяжских дружин для походов русских князей на Византию, Хазарию, Булгарию, Прикаспий. Скандинавским торговцам и воинам был хорошо известен Балтийско-Волжский путь как выводящий в Хазарию, Среднюю Азию и страны Востока. В исландских сагах неоднократно упоминаются Айдельборг — Ладога, Хольмград — Новгород, Гардарика — Русь.

В IX веке формируются торговые отношения с Константинополем. Выгодное географическое положение Днепра выделяет восточных славян из других народов. Путь «из варяг в греки» приобретает особую значимость не только как традиционная дорога в Грецию и Средиземноморье, но и как путь к христианству. Не только торговля, но и признание Руси Византией были главной целью походов русских князей на Царьград. Первые письменные сведения о торгово-договорных отношениях восточных славян относятся к X-XI векам и содержатся как в русской летописи, так и в византийских исторических источниках. Договоры и соглашения этого времени, упоминаемые в летописях, несмотря на различную степень выгодности для Руси, в целом свидетельствуют о развитии торгово-договорных отношений как важнейшем этапе юридического оформления предпринимательской деятельности славян.

составе посольства аббасидского халифа аль-Муктадира (908-932 гг.). Посольство вышло из Багдада в 921 г. и прибыло в Волжскую Булгарию в мае 922 г.

72Цит. по История российского предпринимательства: Монография / Под ред. проф. В.В. Гуляевой. Владимир, 2001. С. 10.


Основным экономическим процессом, объединяющим Древнюю Русь, были сбор и перевозка дани — полюдье. Сбор дани (по л юдье) длился с ноября (в это время подмерзала дорога и устанавливался санный путь) по апрель (время, когда заканчивался ледоход на Днепре). Князь ехал за полюдьем в сопровождении своей дружины (до400 человек), которую славяне обязаны были кормить. Продолжительность пути сборщиков налогов составляла 1200-1500 км. Русские купцы также отправлялись вглубь страны и в сёлах скупали товары. Весной княжеская дружина и купцы возвращались в Киев, где к этому времени подготавливались суда, на которых торговые послы и купцы отправлялись в Царьград. Для вывоза полюдья в IX-XI веках строили 400-500 судов.

Плыли огромным караваном, состоявшим из купцов и дружинников разных земель — смоленских, новгородских и др. Труден и опасен был этот путь; только большая охрана спасала купцов от многочисленных грабителей. По Днепру выходили в море, держась берега, так как в любой момент могли погибнуть на своих утлых судёнышках от крутой волны. Прибыв в Царьград, торговали там шесть месяцев. Согласно договору с Византией оставаться на зиму они не могли. Возвращались не раньше октября, а там уже снова наступал ноябрь, и нужно было ехать вглубь страны распродавать то, что привезли из Византии, и скупать товары для зарубежной торговли на следующий год.

Такая предпринимательская деятельность велась на Руси не одно столетие. Но процесс формирования на Руси группы людей, занимавшихся преимущественно внешней торговлей, — торговцев-профессионалов (купцов) начался именно в IX-X веках. Лишь к середине XI века купечество превратилось в окончательно оформившуюся профессиональную и социальную группу населения Древней Руси. Торговые экспедиции в Византию, Германию, и другие страны Балтии и Востока утрачивают характер военных мероприятий государственного масштаба. Хотя дальние поездки в заморские края и тогда продолжали оставаться небезопасными и рискованными, Древнерусские купцы с этого времени приобретают более мирный облик: их главным инструментом становятся весы.



Одним из самых характерных городов русского предпринимательства был Новгород Великий. Торговлей здесь занималась большая часть населения. Предприниматель был главной фигурой, о которой складывались сказки и легенды. В новгородской былине Садко, прообразом которого, по мнению исследователей, был реальный человек Сотко Ентина, упоминаемый в летописи (1167 г.) в качестве строителя церкви Бориса и Глеба в Новгороде купец-предприниматель показан как герой-богатырь, причём подвигом его считалась предпринимательская деятельность. Как повествует легенда, однажды Садко снарядил 30 кораблей и вместе с другими купцами поехал торговать. Путь был сложным и опасным, но благодаря своим способностям Садко возвратился в родной город. В своём спасении он увидел божественное провидение и возвёл храм Николе Можайскому и Пресвятой Богородице.

Основы морали торговых людей покоились на религиозных началах. Религиозным считался тот, кто был богомолен, часто ходил в церковь. Необходимость благотворения из сострадания к ближнему стала одним из центральных поведенческих стереотипов, посте­пенно закреплявшихся после принятия Русью христианства.

Анализируя характер русского человека, отмечая черты христианской морали, которые могли способствовать развитию предпринимательства, русский историк академик В.П. Безобразов (1859-1918) выделяет особо «чувство меры, которое уравновешивает все разнообразные душевные порывы, движения, увлечения, всякие другие чувства и страсти, соразмеряет важность различных целей и силу способов их достижения; практический расчёт— умение сосредоточиться на ближайших и важнейших целях жизни и пожертвовать в момент действия всеми более отдалёнными, менее необходимыми и менее достижимыми, хотя бы и самыми возвышенными целями; самообладание среди разнородных и противоположных потребностей жизни и стремление к их удовлетворению; трезвость характера, не позволяющая увлекаться никакими чувствами и страстями, удаляющими от раз поставленной задачи, от начатого предприятия; сила воли — бодрость духа, не позволяющая предаваться излишнему самообольщению при успехе и излишнему унынию при


удаче, всегда дающая рассудку господство над порывами чувств»73. Историк Д.И. Иловайский (1832-1920) отмечал, что широкое развитие предпринимательства в России было связано с историческисложившимся характером народа — «деятельного, расчётного, домовитого, способного к неуклонному преследованию своей цели...»74.

Именно эти черты, подкреплённые христианской моралью, стали фундаментом для развития русского предпринимательства и определили его успех более чем на тысячу лет.

5.1.2. Предпринимательство в Московском царстве

Состояние предпринимательства на Руси в XV-XVI веках в значительной мере определилось политическими и социально-экономическими тенденциями в развитии страны. Политический и духовный авторитет Москвы вырос в результате Куликовской победы и падения монголо-татарского ига. К концу XV - началу XVI века завершилось объединение всех русских земель в новое многонациональное государство со столицей в Москве. Деловых людей в Московском царстве XV века можно условно разделить на четыре типа: гости - представители российского купечества; немцы - иностранцы вообще, действовавшие как в торговле, так и в производстве; монастырские - представители монастырского предпринимательства; казённые - предприниматели, работавшие на нужды царского двора.

Между этими группами существовала ожесточённая конкуренция на товарных рынках. Церковь имела значительное влияние почти на все сословные группы русского общества, определяя и контролируя морально-этические нормы поведения. К середине XVII века монастыри как экономические учреждения настолько окрепли, что государство, опасаясь их экспансии, сделало всё, чтобы остановить дальнейшее развитие монастырского предпринимательства.

73Цит. по История российского предпринимательства: Монография / Под Д. проф. В.В. Гуляевой. Владимир, 2001. С.47. Там же.


 
 


5.1.3. Петровские реформы и развитие предпринимательства в XIX веке

Потребность государства в новых деловых людях проявилась в царствование Петра I, когда старые предприниматели уже не могли справиться с новыми задачами, особенно в области создания флота царя-преобразователя. Появились содержатели — назначаемые государством управляющие производством, готовыми мануфактурами, которые получили монопольное право распоряжаться от имени государства материальными и финансовыми ресурсами, в силу того что все они выполняли государственный заказ. Огромная зависимость от властей, подавление частного интереса привели к тому, что число содержателей не росло, а их роль в экономическом развитии страны не была сколько-нибудь значимой. Поэтому с начала 20-х годов XVIII века стала формироваться категория партикулярных75 предпринимателей — частных лиц, добровольно обслуживающих нужды и интересы государства. Как и содержатели, они обладали значительными льготами и в конечном итоге заняли монопольное положение.

Эти петровские эксперименты, хотя и сыграли определённую роль, однако решающего влияния на внутреннее развитие рынка не оказали. Деятельность отечественных предпринимателей, имеющая целью в большей части случаев наживу, и иностранцев, которые ограничивались лишь своими собственными интересами, приводила к расхищению богатств России и не способствовала формированию цивилизованной деловой культуры.

Дворянство также не выдвинуло из своей среды толковых российских предпринимателей. В стремлении же поправить свои финансовые дела дворяне стали поощрять своих крепостных в занятиях торговлей и промыслами. К началу XIX века крепостные сумели составить приличную конкуренцию купцам, хотя больших успехов они добились в сфере кустарной промышленности. Сложился

75 Партикулярный от лат. particularis —частный


новый тип делового человека — капиталистый мужик. Мелкий горшечник76 и офеня77, вразнос торговавшие кустарными изделиями домашнего производства, постепенно становились богатыми промышленниками, первостатейными купцами. Среди первых капита-яцстых мужиков прежде всего следует назвать Савву Васильевича Шрозова (1770-1862) — основателя династии Морозовых78. Основное отличие этой группы предпринимателей от других состоит в том, что они впервые использовали наёмный труд. Это создавало совершенно другие отношения между хозяином предприятия и его работниками. Так постепенно формировалась новая группа людей, ориентированная на внутренний рынок. В противовес им возникали и другие группы, прежде всего банкиры, как бы продолжившие деятельность петровских партикулярных предпринимателей.

Как известно, в России господствующей религией было православие. В XVII веке оно распалось на официальную (государственную) религию и старообрядческую.

Церковный раскол разделил предпринимателей на «чистых» и «нечистых». Первые выполняли государственные заказы, обеспечивая потребности армии и флота, а также удовлетворяя растущие потребности царского двора. Старообрядцы же работали на рынок, и к концу XIX века этот тип хозяйственных отношений распространился на текстильную промышленность, торговлю хлебом, рыбные и лесные промыслы.

В начале XX века численность староверцев составляла не более 1,5 % населения империи, однако большинство частных предприятий как в промышленности, так и в торговле создавалось старообрядцами и на их капиталы; 2/3 всех предпринимателей-миллионеров, многие из которых (Солдатенковы, Рябушинские, Морозовы, Третьяковы,

76Горшечник - гончар, сам торгующий своим товаром.

77Офеня - мелкий торговец в разноску и в развозку по малым городам, Деревням и сёлам.

78Морозовы - российские предприниматели, владельцы текстильных предприятий; СВ. Морозов - из крепостных крестьян, выкупился с сыновьями в 1885 году; Морозовы создали ряд мануфактурных товариществ, На которых в 1915 году было 54 тыс. рабочих.



Мамонтовы, Бахрушины и другие) сыграли ключевую роль в развитии русской промышленности и торговли, были старообрядцами. Именно в рамках старообрядческого делового сообщества формировался определенный способ накопления капитала. В старообрядческой деловой среде существовали особые отношения: необходимость противостоять гонениям за веру заставляла людей объединяться. А капитал, прежде всего, нужен был для выживания.

Старообрядчество развивало традиционную модель поведения, которая не подразумевала резкую смену ценностных ориентиров. Замкнутость хозяйственных отношений внутри общины приводила к тому, что именно в этой среде могли сложиться отношения построенные на доверии, на уважении к данному слову, на взаимной выручке и поддержке. Купцы доверяли друг другу, и деловые отношения строились на «честном слове», исключавшем расписки и векселя. Крылатая фраза П.М. Третьякова «Моё слово твёрже документа» в условиях, когда только начиналось создание новых рыночных институтов, учреждений, регулирующих отношения между предпринимателями, могла прозвучать только в старообрядческой среде. У старообрядцев складывалась иная, особая деловая этика. На первых порах большая часть предприятий создавалась на основе старообрядческой общины: её глава автоматически становился главой дела, а все остальные — работниками. Складывался особый тип патернализма79, о котором сегодня много говорят, ссылаясь на иностранный опыт управления кадрами. Именно старообрядцы создавали не только ремесленные училища, но и школы, библиотеки, читальные залы, специальные, в том числе и высшие, учебные заведения, хоры, рабочие театры. Авторитет старообрядчества был настолько велик среди деловых людей, что нередко предприниматели порывали с официальной церковью для того, чтобы заручиться поддержкой старообрядческих общин.

79 Патернализм от лат. paternus - отцовский, отеческий; 1) покровительство, опека старшего по отношению к младшему; 2) в трудовых отношениях в некоторых странах, например, в Японии - система дополнительных льгот и выплат за счёт предпринимателей с целью закрепления кадров, повышения производительности, смягчения напряжения.


Государственная казна с её льготами, заказами и денежным обеспечением была по-прежнему недосягаема для предпринимателей-старообрядцев. В итоге российская деловая культура развивалась, по существу, в антирыночном направлении. Предприниматель из «чистых» свою основную задачу видел в том, чтобы обеспечить себе с помощью высоких покровителей монопольное место под «августейшим солнцем». В то же время «нечистые», концентрируя огромные финансовые средства, полученные в результате успешной торговой или промышленной деятельности, использовали их не только на развитие своего дела, но немалую часть расходовали на благотворительные и культурные цели. Достаточно назвать суммы, которые потратили на милосердные дела некоторые из предпринимателей: Г.Г. Солодовников — 20 млн. руб., Бахрушины — 3,4 млн. руб., Третьяковы — 3,1 млн. руб. На средства московских предпринимателей Г.Г. Солодовникова, Алексеевых, Капцовых, Лепешкиных, Ляминых, Морозовых, Рябушинских, Рукавишниковых, Третьяковых, Бахрушиных, Шаповых, Щукиных к началу XX столетия в Москве существовало 628 различных заведений: театров, школ, библиотек, институтов, приютов, ночлежек и богаделен. Их благотворительные пожертвования, являясь мощным стимулом развития здравоохранения, просвещения и культуры, стали одним из регуляторов социальной стабильности в стране. Причём деньги на благотворительность тратили не только представители крупных купеческих фамилий, но и мелкие торговцы.

Проявлением высокой нравственности дореволюционного российского предпринимательства являлся культ честной конкуренции. Совершенно не было в обычае обмениваться сведениями о кредитоспособности покупателя или иными подобными сведениями. Считалось неуместным заходить в чужой амбар, даже к знакомым. Очевидно, опасались подозрений в том, что таким путём выведываются какие-то коммерческие тайны, и обвинений в недобросовестной конкуренции.

К началу первой мировой войны деловая культура России представляла собой причудливое переплетение новых образцов делового поведения и старых стереотипов, обусловленных особенностями




религии, становления и развития великорусской нации, а также влиянием государства на деловую жизнь. Новые формы отношений, складывавшихся в передовых отраслях хозяйства, сковывались устарелыми приёмами ведения дел. Именно поэтому в этот период так и не выработался понятный большинству предпринимателей кодекс делового поведения.

5.1.4. Предпринимательство в советской России и современная российская деловая культура

На состояние предпринимательства в советской России оказали существенное влияние трагические последствия войн: Первой мировой и, особенно, Гражданской. Новые идеологические установки, которые, казалось, могли улучшить положение, не изменили главного — реализация предприимчивости по-прежнему зависела от власти.

Сегодня предпринимательство — неотъемлемая и важнейшая часть экономики России. Современный российский бизнес уже прочно вошёл в структуру международного рынка. Однако становление предпринимательства происходит далеко не просто, налаживание экономических связей с зарубежными партнёрами осложняется целым рядом причин.

Во-первых, имеются объективные и субъективные причины, затрудняющие развитие цивилизованного бизнеса в России, осложняющие деловую жизнь, представляющие образ предприимчивого человека в искажённом виде. Нынешние предприниматели представляют собой весь спектр бывшего советского общества: красные директора, бывшие комсомольские и партийные работники, начальники цехов и завлабы, музыканты, врачи, учителя, таксисты, спекулянты, уголовники. Всех их, по мнению современных исследователей80, объединяет отсутствие идеологических и социальных предшественников, сложившейся системы ценностей и единых социальных целей. В России история меценатства и предпринимательства попала в глубокий информационный вакуум. Сегодняшнее предпринимательство, возрождаясь, без

80 Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: Учебник. М., 2006. С. 145


знания исторических корней вбирает в себя случайные черты, повторяет известные в исторической практике ошибки, не учитывает опыт предков, ставивших аналогичные цели.

Многие из аспектов современной российской деловой культуры не могли сформироваться в прежней системе, а складывались стихийно в процессе перестройки экономики. В результате этого деловая культура современных российских предпринимателей представляет собой пёструю смесь стереотипов поведения, перенесённых из эпохи командной экономики, заимствований из западной деловой культуры и не вполне оформившихся «правил игры», которые ещё только складываются в процессе перехода России к подлинно рыночной экономике.

Во-вторых, формирование у российских предпринимателей позитивного национального стиля поведения и общения с иностранными партнёрами затрудняет следующий ряд субъективных причин:

1) практически полное отсутствие у наших предпринимателей традиций и привычки услужить, обслужить (наиболее очевидно проявляется у работников сферы обслуживания);

2) надежда на мгновенное, почти сказочное улучшение дел без расчёта на собственные силы и упорство;

3) агрессивность, конфликтность, нежелание искать компромиссы;

4) психология рантье81, объясняющаяся, с одной стороны, низким уровнем жизни, а с другой — неуверенностью в завтрашнем дне;

5) стремление к ограничению конкуренции, монополизму с опорой на знакомство и связи;

6) отсутствие имиджа делового человека, что проявляется в стиле мышления, манере одеваться, вести себя82.

Состояние деловой культуры во многом определяется отношением предпринимателей к правовым нормам. Важным элементом всей российской хозяйственной деятельности и деловой культуры является отсутствие привычки строго следовать букве закона. Это вовсе не означает, что предпринимательство сплошь проникнуто

81 Рантье от фр. rentier - лицо, живущее на проценты с предоставленного в ссуду денежного капитала.

82Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: Учебник. М., 2006. С. 154.



криминальным духом. Разумеется, существует предпринимательство и криминального характера, но для большинства деловых людей речь идёт скорее о другом. Не выходя в криминальные области, они постоянно действуют в так называемых серых, или полулегальных зонах. Большинство хозяйственников предпочли бы соблюдать законы, но фактически они вынуждены обходить их во множестве случаев, когда нормативные установления существенно ущемляют их интересы (наиболее распространённый случай — уклонение от уплаты многочисленных налогов и сборов). По опросным данным83 семь из десяти руководителей предприятий стараются «по возможности» не нарушать закон (это означает, что если обстоятельства складываются не слишком благоприятно, то им приходится его обходить). Несовершенство и противоречивость самого хозяйственного законодательства дают массу возможностей для уклонения от соблюдения закона. Невозможность следовать всем разноречивым законодательным положениям служит для предпринимателей оправданием собственных нарушений.

Специалисты отмечают следующие тенденции в развитии российской деловой культуры:

1. В первое десятилетие XXI века российская деловая культура будет ориентирована на западные формы, связанные с заимствованием технических приёмов и стилей деловой этики. Однако наряду с этим сохранятся и даже укрепятся национальные устои деловой этики — уже не только как элемент традиции, но как осознанная позиция хозяйственников.

2. Высокий уровень образованности хозяйственной элиты сохранится, но в её рядах увеличится число профессиональных экономистов, юристов и людей прочих «рыночных» специальностей. В сфере же малого бизнеса (за исключением инновационного технологического предпринимательства) уровень образования будет постепенно снижаться в связи с массовым развитием этого вида бизнеса и притоком в него большого числа людей, с том числе со средним образованием.

83 Цит. по Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: Учебник. М., 2006. С. 146.

84Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: Учебник. М., 2006. С. 160.


3. Для динамики хозяйственно-политических позиций предпринимателей будут характерны сдвиги в сторону, во-первых, национально-патриотических ориентаций и, во-вторых, социальной ответственности бизнеса (по крайней мере, этот сдвиг будет более активно демонстрироваться).

4. Социальные позиции предпринимателей в большей степени будут зависеть от политической ситуации и целенаправленной работы средств массовой информации. Но в любом случае проблема законности предпринимательской деятельности в глазах населения останется достаточно острой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: