Английская психологическая школа ХУШ-Х1Х веков

Д. Толанд (1670-1721) утверждал, что мышление, как вся психическая жизнь (зрение, вкус, слух, воображение и пр.), есть «особенное движение мозга»|). Развитие мышления - это простая смена одних состояний другими, но не движение простого к сложному, к высшему.

Д. Беркли (1685-1753) и Д. Юм (1711-1776), это крайние субъективисты, считали, что внешнего мира нет. Он имеется только в наших ощущениях и восприятии. Даже мозг есть лишь то, что мы ощущаем. Мышление сводится к процессу интроспекции. Ум ничего не привносит, выполняя лишь функцию образования сложного восприятия из простого через ассоциации. Где это осуществляется - не известно никому.

Д. Миллъ (1773-1836) и Дж. Миллъ (1806-187.4) считали, что в человеке изначально заложены механизмы формирования идей посредством ассоциации, которые представляют собой способ совпадения идей, но не связей между ними. А идеи - это копии ощущений. Многочисленные повторяемые совпадения идей и есть мыслительный процесс, фиксируемы и только интроспективным способом.

А.Бен (1818-1903) и Г.Спенсер (1820-1904) учили, что мышление является одной из составляющих чувств наряду с ощущением, волей, эмоциями Первичны ощущения. Именно они обеспечивают ум материалом для обработки, которая осуществляет! по законам ассоциаций. Ум также является ассоциированным чувством. Все психические акты (рефлек­сы, ощущения, восприятие, воля, мышление) обеспечивают человеку адаптируемость к среде. В этом и основное предназначение. Ассоциации передаются ни наследству.

Французская психологическая школа ХУШ-Х1Х веков

Э. Кандилъяк (1715-1780), Ж. Ламетри (1701-1751), Д. Дидро (1713-1784), Я. Гольбах (1723- 1789) К. Гельвеции (1715-1771), Я. Кабанис (1758-1808)

Французские представители объективного подхода к индивидууму. Э. Кондильяк и К. Гельвеции абсолютизировали ощущения, считая их единственным источником образования мыслей. Ж. Ламетри представлял их центром мышления, на котором, как на экране, отражается весь внешний мир. А попадают они сюда через ощущения. Но уже восприятие образуется только помощью мыслительной деятельности. Примерно этих же взглядов придерживался П. Гольбах, усиленно подчеркивая роль потребностей в активности Человека. Взгляды Д. Дидро просматриваются в его известном изречении: «Наши чувства - клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа». Вся психика (от ощущений до самосознания) определяется богом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: