Теории принятия политического решения

1. Модель рационального выбора. Ставит во главу угла рациональное начало в Полит процессе, тесно связана с эк теориями. Решения в данной модели принимаются по следующим алгоритму:

· уяснение сути проблемы,

· выбор цели на основе сущ предпочтений.

· оценка средств и способов достижения цели с точки зр их эффективности.

· принятие решения с выбором сценария, который приведет к намеченной цели.

Суть этого подхода в том, что всегда существуют ясные цели, и люди стремятся к этим целям осознанным образом.

Проблемы данного подхода:

· она применима на h отдельно взятого индивида и слабо применима на h групп. В группе применима лишь в случае жесткой дисциплины в группе.

· В реальной действительности решения чаще всего принимаются на основе не точной полной инф, поэтому конечные результаты различных стратегий не поддаются сравнению друг с другом.

· В данной модели игнорируются факторы Sого хар-ра (все возможные мнения о факторах реальной действительности, которые определяют решения больше, чем сама реальность). Реальность через призму человеческого сознания.

2. Эмпирическая модель (модель постепенного продвижения к цели). Исходит из того, что на практике решения всегда принимаются на основе неадекватной информации и при низком h изначального понимания проблемы. Из-за чего люди не могут позволить себе каких-либо оригинальных и смелых решений ==> Поэтому выработка политики всегда по принципу проб и ошибок. На основе обратной связи. Автор модели — Чарльз Линдблум (1963). Он определил принятие полит решений как науку продвигаться вперед мелкими шажками.

Недостаток модели — не объясняет как принмиаются решения революционного характера. (н-р- решение кастро посягнуть на власть на Кубе и т. д.).

В этой всязи Эмитай Эцуони (1967) предложил компромиссный вариант между рациональной и эмпирической моделью. Он полагает, что при принятии решений люди вначале сканируют всевозможные варианты наиболее эффективного решения задачи, после чего в отношении деталей принимают уже более частный подход медленного продвижения вперед.

3. Организационно — бюрократическая модель. Предыдущие модели показывают как результаты принятия решений воздействует сама система в которой принимаются решения. В отличае от них данная модель пытается понять, что внутри С и как она воздействует на процесс принятие решений (Грэм Алиссон).

На процесс принятия решения оказывают влияние те ценности, установки и сложившиеся модели поведения, которые всегда сущ в больших организациях. То есть решения часто вытекают не из анализа ситуации и определяются не поставленными целями, а внутренней культурой соответствующего органа. Выяснилось, что конечное решение всегда является результатом торга между различными участниками, преследующими свои цели. Тогда Правительство предстает не единым целым с едиными целями, а неким конгломератом конкурирующих сил.

Недостатки — не учитывает фактор политического лидерства; большим упрощением было бы думать, что люди думать только то, что диктует им только то, что диктует им их принадлежность к организации, то есть выбрасываются факторы индивидуального хар-ра; данная модель учитывает только внутренние факторы, исключая факторы внешней среды.

5. Идеологическая модель. Данный подход акцентирует внимание в процессах принятия решений на идеологический фактор (убеждения, взгляды), так как люди видят и понимают то, что позволяют и понимать их ценности и сформированное представление. Часто это происходит на подсознательном h. Люди, принимающие решения, думают, что они принимают рациональное решение, однако, в их сознании есть некий идеологический фильтр, именно он определяет, что хорошо, а что плохо.

Разные ученые видят действие этого фильтра по-разному: Роберт Джервис доказал фактами искажение точки зрения политиков по отношению к тем или иным реалиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: