Особенности политического процесса в России. Западный и «не – Западный» политический процесс

7 основных особенностей:

· нерасчлененность политики и экономики, социальных и личных отношений. Политика не отделена от др сфер общества в силу неразвитости гражданского общ, которое должно его ограничивать. Полит процесс хар-ся всепроникающей способностью политики. Ни один вопрос эк, соц, дух развития не решается без вмешательства властных структур. В условиях рыночной экономики политическая однородность разрушена, общество — разнородная масса полит интересов.

· Отсутствие консенсуса между участниками полит жизни. Обусловлено различным пониманием ценностей, а так же неравными возможностями их участия в процессе. Различные условия старта формировали прямо противоположные цели и устремления полит сил. Для отстаивания разнородным полит целей различные полит силы используют широкий арсенал средств (лобб, корруп)...

· Неструктурированность полит процесса и высокая степень совмещения и взаимозаменяемости полит ролей. Способности ПП выражать интересы общества условны, нет гражд общества — интересы не структурированы. Отсутствие дифференциации и специализации полит ролей. Малейшее ослабление полит господства приводила к полит конфликтам, революц и т. д. Современных условиях ситуация концентрации власти не преодолена.

· Отсутствие интеграции участников полит процесса — отсутствие в обществе единой коммуникационной С. Вертикально организованный полит процесс функционирует через диалог между властью и об-ом, в котором общество доносит свои требования посредством разветвленной С представительства. Однако подобной С представительства не было и традиций таких нет.

· В основе полит процесса лежит активный полит стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны власти. Активная роль государства как в формировании проблем, так и в интеграции интересов различных групп вызвана неоднородностью общества. Эту интеграцию гос-во проводит методом навязывания им определенных ценностей и стандартов полит деятельности. Тем самым властные структуры делают поведение S политики предсказуемым. Инициатива принадлежит гос-ву.

· Высокая концентрация власти и ресурсов в руках элиты, что заставляет контрэлиту и оппозицию выступать в качестве радикальных движений, а не в качестве полит оппонентов. Интеграция сторонников правящей и контрэлиты происходит не на рациональной, а на эмоциональной основе.

· Более хар-на для 90х годов. Лидеры, обращались к поддержке заруб стран — Горбачев, Ельцин.

Американский политолог Л. Пай сравнивал политическое развитие западных и незападных стран в зависимости от цивилизационных особенностей. Пай создал некий идеальный тип, выражающий своеобразие Запада, и противопоставил его «не—Западу». Это противопоставление позволяет понять причину неприятия демократических ценностей «не—Западным» обществом. Он формулирует положения, по которым различаются ПП в различных обществах. В «не—Западных» обществах:

Нет четкой границы между политикой и сферой общественных и личных отношений.

1. Политические партии склонны претендовать на выражение мировоззрения и представительство образа жизни.

2. В ПП преобладают клики.

3. Характер политических ориентаций предполагает, что руководству политических группировок принадлежит значительная свобода в определении стратегии и тактики.

4. Оппозиционные партии и стремящиеся к власти элиты часто выступают в качестве революционных движений.

5. ПП характеризуется отсутствием интеграции среди участников, что является следствием отсутствия в обществе единой коммуникационной системы.

6. ПП отличается значительными масштабами рекрутирования новых элементов для исполнения политических ролей.

7. Для ПП типично резкое различие в политических ориентациях поколений.

8. Незначителен консенсус в отношении узаконенных целей и средств политического действия.

9. Интенсивность и широта политической дискуссии мало связаны с принятием П. Р.

10. Отличительной чертой ПП является высокая степень совмещения и взаимозаменяемости ролей.

11. В ПП слабо влияние организованных групп по интересам, играющих функционально специализированные роли.

12. Национальное руководство вынуждено апеллировать к народу как к единому целому, не различая в нем социальные группы.

13. Неконструктивный характер ПП вынуждает лидеров придерживаться более определенных взглядов во внешней, а не во внутренней политике.

14. Эмоциональные и символические аспекты политики оттесняют на второй план поиски решений конкретных вопросов.

15. Велика роль харизматических лидеров.

16. ПП обходится в основном без участия «политических брокеров».

В отечественной политической науке выделяют следующие типы ПП:

ПП «технократического» типа генетически свойственен западной политической культуре. Он отличается наличием традиций эволюционизма, непрерывного и постепенного адаптирования политических институтов и механизмов к изменяющимся условиям среды.

ПП «идеократического» типа. отличается господством одной идеи, в отношении которой имеется общенациональный консенсус. Идея определяет цели, содержание и направленность ПП и т.д.

ПП харизматического типа характеризуется всевластием лидера, под политические цели которого подстраиваются идеология и политические институты.

Вертикально организованный ПП сводится к определению взаимоотношений управляющих и управляемых (обязанности).

Горизонтально организованный ПП исходит из признания формального равенства и автономности основных субъектов, которые взаимодействуют, соблюдая правила игры.

Подходы к интерпретации политического процесса. Понятие политического процесса. Типология и основные компоненты политических процессов. Акторы политических процессов. Стадии политического процесса.

Подходы к интерпретации.

Полит процесс как проблема связан с функ-динамич аспектами полит С. Прежде всего со взаимодействием с ее соц средой. Понятие полит процесса обычно используется в 2х аспектах: макро и микро h.

· на макро h полит процесс — ход развития или воспроизводства полит С под влиянием действующих на нее факторов, т.е. Как универсальная динамическая хар-ка. Так же под макро h полит процесс понимается — как сумма акций различных соц-полит S, то есть совокупность субпроцесса.

· Под микро h понимается конкретный субпроцесс. Процесс (от лат процессио — продвижение) — ход к-л явления, последовательная смена его состояний, стадии развития, совокупность последовательных действий для достижения результата.

Под Полит процессом понимается — динамическое измерение полит жизни, заключающееся в воспроизводстве компонентов полит С общества, а также в изменении ее состояния, активность полит S, связанная с борьбой за власть.

Полит Процесс — результат сложения и взаимодействия субпроцессов макро, мезо (рег) и микро h, как результат воздействия групп интересов всех h на органы власти. Полит процесс рассматривается как 1 из общественных процессов наряду с эк, идеолог, правовым процессами, а также как форма функ полит С общества, эволюц во t и пространстве.

Категорию полит процесса следует отличать от полит развития — при анализе полит процесса раскрывается в основном воспроизводство институтов и их f, механизм функционирования, адаптации и сохранения полит С, то есть содержание полит процесса содержит и дин и стат хар-ки. В свою очередь категория полит развития используется для рассмотрения тех сторон общ.динамики, которые связаны с эволюц реформами или рев переменами.

Подходы в изучении ПП:

Институциональный. (США, Велик). Основное внимание изучению полит институтов. Недостатки - ограничение предмета анализа, невниман к полит поведению; не учтены неформ аспекты в принятии решений; невнимание к неполит основам полит поведения людей; отсутствие общих формулировок закономерностей.

Позднее этот подход разделился на 3: конституционные исследования, паблик администрэйшн, новый институц.

Бихевиорализм. Основа - механизмы осуществления власти, полит поведение на инд и соц h. Методы - наблюдение, опросы. + важность верификации. -- _ нет ситстемного взгляда, вера, что только бех свободен от идеологии.

Структурно - функ анализ. общество как система, включает в себя устойчивые элементы и способы их взаимодействия. Каждый элемент выполняет определенную функцию. Главная задача - выявление элементов системы и их функции, их связей.

Теория рационального выбора - изучает человека как политического актора с учётом его характера. Исходит из рационализации действий индивида в соответствии с его выгодой. Цель - поиск условий политической игры, при которой участники выбирают определенное поведение. ти (Блэк, Симон).

Дискурсный подход - исходит из изучения политических процессов посредством коммуникации с использованием вербальных и невербальных составляющих. 1980 г. - создание центра семиотических исследований Ван Дейка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: