Понятийно-терминологический словарь курса

(ГЛОССАРИЙ)

Автоблокировка (АБ) – система регулирования движения поездов на перегонах, принцип работы которой основан на автоматической смене показаний на проходных светофорах в зависимости от места положения поездов.

Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС, АЛСН, АЛСТ) – система передачи показаний напольных светофоров в кабину машиниста. Дополняется устройствами автостопа и проверки бдительности машиниста. Различаются на АЛС непрерывного и точечного типа.

Автоматизированная система управления (АСУ) – система управления процессом или объектом, основой которой является информационные технологии и устройства.

АСУ МС – информационная подсистема многоуровневой системы управления и обеспечения безопасности движения поездов (МС), решающая задачи комплексной увязки создаваемой МС с существующими информационными и информационно-управляющими системами.

Бегун – один или группа вагонов, скатывающихся по спускной части сортировочной горки. Характеризует их ходовые свойства (хороший бегун, плохой бегун), что определяет выбор режима (интенсивности) их торможения.

Безопасность ж.д. транспорта – свойство транспортной системы или её отдельных устройств обеспечивать сохранность пассажиров, грузов, технических средств и окружающей среды.

Безопасность внутренняя – способность объекта не выступать источником опасности к человеку, окружающей среде или другим объектам из-за нарушения своей работоспособности.

Безопасность внешняя – отсутствие нарушения сохранности объекта из-за внешних причин. При этом сам объект не является причиной нарушения безопасности.

Блочная маршрутно-релейная централизация (БМРЦ) – высоко алгоритмизированная система управления движением на крупных станциях. Основана на маршрутном принципе управления стрелками и сигналами из единого пункта управления (поста ЭЦ), выполнена на релейной аппаратуре в блочном исполнении.

Вероятность безотказной работы(Pб(t)) – один из ряда показателей, характеризующих надёжность технических устройств и систем. Вероятность того, что в пределах заданной наработки опасный отказ не наступит.

Вероятность опасного отказа (Q оп (t)) – в ероятность того, что в пределах заданной наработки произойдет опасный отказ

Горочная автоматическая централизация (ГАЦ) – система управления стрелками и сигналами на сортировочной горке. Обеспечивает индивидуальный режим задания маршрута скатывания отцепов, а также маршрутный и программный способы задания маршрутов.

Диспетчерская централизация (ДЦ) – комплекс устройств, обеспечивающих кодовое управление движением на крупном участке железной дороги (диспетчерском круге). Включает в себя системы автоблокировки, электрической централизации и систему телеуправления и телесигнализации (ТУ-ТС), предназначенной для передачи и приёма управляющих и известительных команд.

ДИСК (ДИСК-БВКЦ) – система контроля нагрева букс. Интегрирует в своем составе подсистемы обнаружения нагретых букс, наличия волочащихся деталей, нарушения геометрии колеса и других дефектов подвижного состава.

ДСП – дежурный по станции. Осуществляет непосредственное руководство и организацию движения на станции.

ЕКС – единая комплексная система управления и обеспечения безопасности движения на тяговом подвижном составе.

Замедлитель вагонный – техническое устройство, обеспечивающее торможение скатывающихся с сортировочной горки отцепов. Режим торможения обеспечивается силой нажатия тормозных шин замедлителя на бандаж колеса отцепа. Как правило применяются пневматические вагонные замедлители, которые по принципу действия различаются на замедлители клещевидного действия, клещевидно-весовые и клещевидно-подъемные.

Зажим – техническое устройство, обеспечивающее самопроизвольное движение подвижных единиц за счёт зажатия колесной пары стоящего вагона.

Интенсивность отказа отношение числа отказов систем или устройств к числу работоспособных образцов.

Комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ) – интеллектуальная техническая система обеспечения безопасности движения поезда. Включает в себя системы САУТ и АЛСН, техническую систему контроля бодрствования машиниста. Выполнена на основе бортового компьютера. Дополняется системой связи по радиоканалу.

КТСМ – комплекс технических средств для контроля нагрева букс. Обеспечивает бесконтактное определение наличия нагретых (свыше допустимого значения) элементов колёсной пары двигающихся подвижных единиц. Выполнено с использованием новых компьютерных технологий регистрации обнаруженного дефекта.

МС – многоуровневая система управления и обеспечения безопасности движения поездов. Реализуется путём создания системы на базе средств автоматики на пути (МС-СЦБ) и системы бортовых локомотивных аппаратно-программных средств управления (ЕКС).

Надежность – свойство транспортной системы или её отдельных устройств исключать состояние, которое может привести к нарушению безопасности.

Ордината (объекта) – расстояние от оси станции до объекта.

Отказ – событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния системы или устройства.

Отказ защитный – событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния, но сохраняющее защитное состояния системы или устройства.

Отказ опасный – событие, заключающееся в нарушении как работоспособного, так и защитного состояния системы или устройства. При этом объект переходит в опасное состояние.

Переезд – место пересечения в одном уровне железнодорожных линий и автомобильных дорог. Место, требующее особого контроля и обеспечения безопасности ввиду высокой интенсивности случаев нарушения безопасности и наличия тяжелых последствий.

Поток опасных отказов отношение числа отказов систем или устройств к числу образцов аналогичной системы или устройства, поставленных на контроль за определенный отрезок времени.

Приборы обнаружения нагрева букс (ПОНАБ) – техническая система бесконтактного определения наличия нагретых (свыше допустимого значения) элементов колёсной пары двигающихся подвижных единиц.

Полуавтоматическая блокировка (ПАБ) – система регулирования движения поездов на малодеятельных линиях, обеспечивающая безопасность находящегося на перегоне состава за счёт исключения возможности выхода на перегон второго состава до момента полного прибытия первого состава на станцию прибытия. Обеспечивает полуавтоматический режим работы выходных светофоров станций, примыкающих к одному перегону.

Рельсовая цепь – совокупность рельсовых линии и аппаратуры, подключенной к ней в начале и конце линии. Обеспечивает выполнение функций датчиков (свободности-занятости, исправности-неисправности рельсовых линий), функций телемеханического канала передачи информации (от напольных устройств в кабину машиниста, между проходными сигнальными точками), а также функцию пропуска обратного тягового тока (на электрифицированных участках).

Система автоматического управления тормозами (САУТ) – интеллектуальная техническая система, обеспечивающая автоматическое управление тормозами локомотива с учётом характеристик блок-участка, ходовых качеств поезда и показаний проходных светофоров.

СЦБ – сигнализация, централизация и блокировка на ж.д. транспорте. Одна из служб железнодорожного транспорта, обеспечивающая работу устройств автоматики и телемеханики.

Сход изолирующего стыка – нарушение изоляционных свойств стыка, разделяющего смежные рельсовые цепи.

ТСКБМ – техническая система контроля бодрствования машиниста. Обнаруживает снижение уровня бодрствования машиниста, контролируя сопротивление его кожного покрова. Конструктивно выполняется в виде кольца или часового браслета, подключенных к техническим устройствам.

Упор – устройство механического закрепления подвижного состава, стоящего на станционных (кроме главных) путях. Представляет собой разборную конструкцию, устанавливаемую в рабочее положение с помощью рабочих линеек электропривода.

Управление маршрутное – задание маршрутов любой длины и конфигурации нажатием кнопок начала и конца маршрута. При этом происходит автоматический перевод стрелок, проверка всех условий безопасности и открытие светофора по задаваемому маршруту.

Управление раздельное – задание маршрутов путем индивидуального перевода всех стрелок, входящих в маршрут и открытие светофора нажатием сигнальной кнопки. Применяется, как правило, на малых станциях.

Функция распределения наработки до опасного отказа – один из ряда показателей, характеризующих надёжность технических устройств и систем. Представляется в буквенном или графическом виде.

Электрическая централизация (ЭЦ) – система централизованного управления стрелками и сигналами на ж.д. станциях с обеспечением всех условий безопасности движения.

Электронная система счета осей (ЭССО) – система счет прошедших осей ж.д. состава с помощью рельсового бесконтактного реверсивного датчика прохода колесных пар. Принцип действия датчика основан на изменении магнитных параметров датчиков при проходе колёсной пары.

Элементарный маршрут – з а элементарный маневровый маршрут принимается маршрут движения состава от данного светофора до первого попутного, а при его отсутствии – за последний по ходу движения встречный светофор.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: