жидкостный ракетный двигатель
НК-39 разработан для использования в блоке "В" ракеты-носителя Н1-Л3 (III ступень). Дата первого испытания - октябрь 1970 г. Дата Госиспытания - ноябрь 1973 г.
Двигатель имеет выносные лопаточные преднасосы с питанием от гидротурбины, позволяющие работать при низких входных давлениях компонентов топлива. Они обеспечивают уменьшение веса и количества внешних трубопроводов. Процессы запуска и останова аналогичны НК-33 и НК-43. НК-39 отличается от своего прототипа НК-9 упрощенной пневмогидравличес- кой схемой, усовершенствованными элементами автоматики и улучшенными агрегатами ТНА и камеры сгорания. Надежность НК-39 проверена при повышенных характеристиках: тяги (до 45,5 тс), ресурса (до 4000 с), числа включений (до 12), отклонения соотношения компонентов топлива (до 18%). Ни прототип, ни двигатели НК-39 реального применения в эксплуатируемых РН пока не получили. На хранении в СНТК находятся 10 двигателей НК-39.
Схема двигателя - замкнутая, с дожиганием
Компоненты топлива - жидкий кислород и керосин
Рп = 41,5 тс (407 кН) 1п = 352 с
Суммарный расход компонентов топлива 116,1 кг/с рк = 9,38 МПа Km = 2,6
птна = 22000 об./мин. t = 1200 с
Геометрическая степень расширения
сопла 114,0
Мдв. = 584 кг
Муд. = 14,2
Dдв. = 1300 мм
ЖРД НК-39К - это двигатель многоразового запуска и многократного применения разработан для первых ступеней ракет-носителей. Дифференциальные расходные клапаны срабатывают автоматически при заданном перепаде давлений компонентов топлива.
НК-39 [12] |
Двигатели НК-39 серийного изготовления успешно прошли сертификационные испытания.
Двигатель НК-43 - самый мощный в мире высотный кислородно-керосиновый ЖРД, предназначенный для установки на вторую ступень ракет-носителей Н1Ф, Н1Ф-Л3М и американской РН Kistler.
НК-43 имеет общую с НК-33 верхнюю часть: камеру сгорания, ТНА, агрегаты автоматики и начальный участок сопла. Однако степень расширения его сопла увеличена. Внутренняя оболочка сопла до сечения диаметром 1500 м изготовлена из бронзы, а остальная часть - из стали. Надежность двигателя проверена при увеличении числа включений до 10.
Схема двигателя - замкнутая, с дожиганием
Дата первого испытания - октябрь 1972 г.
НК-43 [40] |
'СНТК ИМЕНИ Н.Д.КУЗНЕЦОВА" НК-43 (11Д112) жидкостный ракетный двигатель |
Дата Госиспытания - август 1973 г.
На хранении в СНТК находятся 12 двигателей НК-43.
Компоненты топлива - жидкий кислород и керосин Рп = 179 тс (1754,9 кН) 1п = 346 с
Суммарный расход компонентов топлива (РН Н1) 517,3 кг/с Km = 2,8 (±22%) рк = 14,57 МПа
Геометрическая степень расширения
сопла 70,0
Мдв. = 1396 кг
Эдв. = 2522 мм
Ьдв. = 4981 мм
Муд. = 7,8 кг/тс
№тна = 46000 л.с.
птна = 18500 об./мин.
t = 135 с
Технический ресурс 1200 с Гарантийный ресурс 600 с
ОАО „Самарское конструкторское бюро машиностроения"
"САМАРСКОЕ КЕМ
Адрес: 443009 Россия, г. Самара, Заводское шоссе, 29 Тел.: (8462) 256253, 293595 Факс: (8462) 252615
Телетайп: 226833 СТРЕЛА, 214293 ГРОМ
Генеральный директор/Главный конструктор - Бурмистров Геннадий Александрович Первый заместитель ГД/Первый заместитель ГК - Овчинников Валентин Николаевич
ОКБ создано в 1957 г. при Заводе имени М.В.Фрунзе (ныне ОАО "Моторостроитель").
Направления деятельности в настоящее время - опытно-конструкторская разработка и изготовление:
• авиационных газотурбинных двигателей;
• малоразмерных поршневых двигателей мощностью 20...100 л.с.;
• приводов ГПА;
• электрогенераторов мощностью до 10 МВт;
• газоструйных установок для очистки аэродромов от снега и льда.
Имеет научно-исследовательскую лабораторию, механический, сборочный и испытательные цеха.
Материалы по СКБМ подготовлены редакцией по книгам В.А.Зрелова и Г.Г.Карташова "Двигатели НК", Самара, 1999 и Jane's All the World's Aircraft.
САМАРСКОЕ КБМ!
П-020
авиационный поршневой двигатель
П-020 представляет собой карбюраторный двухцилиндровый, двухтактный поршневой двигатель воздушного охлаждения с оппозитным расположением цилиндров и толкающими воздушными винтами для сверхлегких пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. Двигатель имеет два карбюратора со встроенными диафрагменными насосами. Система зажигания транзисторная.
Топливо - смесь бензина Б91/115 с маслом в соотношении 25:1. N = 20,0 л.с. n = 7300 об./мин.
Се = 0,4 кг/л.с.ч.
Рабочий объем цилиндров, соответствующий ходу поршня 274 куб.см Степень сжатия в цилиндре 7,3 Мдв. = 9,3 кг (без винта) Ресурс 25 часов
Воздушный винт - двухлопастный АВ-23 (Dbb = 600 мм)
Первые испытания двигатель прошел в марте 1983 г., Госиспытания - в ноябре 1984 г.
П-020 [103] |
Руководитель темы - А.А.Ермаков. Ведущий конструктор - Б.И.Терский Производится в ОАО "Моторострои-
П-032
авиационный поршневой двигатель
N = 35,5 л.с.
Пколенвала = 6600 об./мин. Се = 0,38 кг/л.с.ч
Рабочий объем цилиндров, соответствующий ходу поршня 440 куб.см Степень сжатия в цилиндре 7,0 Мдв. = 13,1 кг (без винта) Габаритные размеры 505 х 454 х 435 мм Воздушный винт - трехлопастный ВВВ-3-600 (Dbb = 600 мм, Пвв = 2640...3330 об./мин.) Ресурс 50 часов
П-032 производится в ОАО "Моторостроитель" опытными сериями. На базе П-032 созданы поршневые двигатели П-065 (для сверхлегких ЛА) и СБ-039.
П-032 [100] |
П-065 [100] |
СБ-039 [100] |
П-032МР [1] |
Поршневой карбюраторный двухтактный двухцилиндровый бензиновый двигатель СБ-039 разработан в конце 80-х гг для дистанционно управляемых беспилотных вертолетов, силовая установка которых должна состоять из двух ПД и редуктора ВР-076. ^акс. = 67 л.с. Суд.кр. = 0,4 кг/л.с.ч Пколенвала = 7000 об./мин. Псоосных вв = 609 об./мин. Габариты 1093 х 730 х 730 мм Мдв. = 75 Кг
"Шмель-1" [1] |
Поршневой карбюраторный двухтактный двухцилиндровый бензиновый двигатель П-032 с оппозитным расположением цилиндров и толкающим воздушным винтом разработан в 1982 г. Он предназначен для установки на сверхлегкие пилотируемые и беспилотные летательные аппараты ("Шмель-1", "Жаворонок", "Москит" и др.). Позже выпущена авиационная модификация П-032МР для дельталетов, парапланов, глиссеров, аэросаней. Первые испытания пройдены в феврале 1985 г., Госиспытания - в январе 1988 г
"С
НК-14
газотурбинный двигатель наземного применения
НК-14СТ - это модификация НК-12СТ (разработка СНТК имени Н.Д.Кузнецова), имеющая большую мощность и более высокий КПД. В ОАО "Моторостроитель" выпущена опытная партия двигателей. В конструкции НК-14СТ используется примерно 45% деталей базового НК- 12СТ, по сравнению с которым изменены проточная часть и конструкция турбин. Турбина компрессора двухступенчатая с охлаждаемыми рабочими лопатками вместо трехступенчатой НК-12СТ.
НК-14Э [40] |
НК-14СТ [100] |
Дата первого испытания НК-14СТ - июль 1992 г., дата Госиспытания - март 1993 г. Производится в ОАО "Моторостроитель" (г. Самара).
Двигатель НК-14СТ, имеющий ресурс 50000 часов, взаимозаменяем на газоперекачивающем агрегате ГПА-Ц-6,3 с двигателем НК-12СТ. N = 8,6 МВт Т эф. = 32% n = 8200 об./мин. Кк = 9,5 Тг = 1203 К Тс = 748 К
Отопливного газа = 1930 кг/ч Огаза на выхлопе = 1930 кг/с Мдв.с рамой = 3600 кг Еще одна модификация НК-12СТ - газотурбинный двигатель НК-14Э. Он предназначен для энергетики в качестве привода электрогенератора в блочно-модульных электростанциях типа АТГ-10, способных обеспечить электроэнергией небольшие города и поселки, промышленные и строительные объекты, удаленные от центральных энергоносителей. Он может использоваться в качестве резервных или основных электростанций. В настоящее время энергоустановка АТГ с двигателем НК-14Э установлена на Винтайском машиностроительном заводе.
Дата первого испытания - 1993 г. Этот двигатель имеет редуктор с частотой вращения на выходном валу 3000 или 3600 об./мин. Его ресурс составляет 50000 часов. В ОАО "Моторостроитель" (г. Самара) выпущена опытная партия. N = 9,6 МВт Т1 = 32% Кк = 9,5 Тк = 1203 К Тс = 750 К
Отопливного газа = 1930 кг/ч
Огаза на выхлопе = 39 кг/с
Мдв.с рамой = 3100 кг
НК-14СТЭ, модификация НК-12СТ
мощностью 8600 кВт, прошел первые
испытания в 1993 г.
ОС-1
аэродромная газоструйная установка
Установка ОС-1 разработана в 1992 г. очистки аэродромов от снега, льда и на базе авиационного ГТД НК-22 для пыли.
ОАО „Авиамоторный научно-технический комплекс
«Союз"
АМНТК
Адрес: 119270 Россия, г. Москва, Лужнецкая наб., 2/4 Тел.: (095) 242-2882, 242-0049 Факс: (095) 242-5702, 242-6609
Генеральный директор - Симонов Михаил Петрович Генеральный конструктор - Кобченко Василий Кондратьевич Главный конструктор - Фомин Евгений Алексеевич
Заместитель Главного конструктора по сертификации и международным связям - Жирнов Александр Федорович
Основан в 18 февраля 1943 г как Государственный опытный завод №300 МАП СССР. В 1966 г предприятие переименовано в Московский машиностроительный завод "Союз", а в 1981 г. - в научно-производственное объединение. Руководителями и Главными конструкторами предприятия были Александр Александрович Микулин (1943-1955 гг.), Сергей Константинович Туманский (1955-1973 гг.), Олег Николаевич Фаворский (1973-1987 гг) Василий Кондратьевич Кобченко возглавляет предприятие с 1987 г
АМНТК "Союз" является родоначальником ряда новых фирм, специализировавшихся в то время на доводке, внедрении в серийное производство и дальнейшем развитии образцов авиационной, космической и другой спецтехники, разработанных АМНТК, и определяющих сегодня целые направления развития отечественной техники. АМНТК создано 19 базовых и 42 модификации авиационных двигателей для 27 типов ЛА, несколько типов ЖРД и термоэмиссионная энергетическая установка на ядерной энергии для КА, турбохолодильная установка нового типа. Парк турбореактивных двигателей, разработанных АМНТК "Союз" и изготовленных на серийных заводах, составил более 26000 экземпляров, имеет свыше 60 млн. часов летной эксплуатации. Эти двигатели обеспечивают эффективное применение летательных аппаратов на высотах до 30 км и до скоростей более 3000 км/ч. Самолеты с двигателями АМНТК эксплуатируются в 43 странах Европы, Азии и Америки. На них установлено 100 мировых рекордов. Помимо авиационных силовых установок, КБ разрабатывает глубинные насосы, высокоэффективные компрессоры для нужд народного хозяйства, насосы для масложировой промышленности, малогабаритные модульные заводы глубокой переработки нефти и газового конденсата.
Материалы по АМНТК "Союз" подготовлены с помощью архивов Центра истории авиационных двигателей, энциклопедии "Авиация", книги Jane's All the Wotld's Aircraft и рекламных выставочных материалов.
АМНТК "СОЮЗ"