НК-39 (11Д113)

жидкостный ракетный двигатель


 


НК-39 разработан для использования в блоке "В" ракеты-носителя Н1-Л3 (III ступень). Дата первого испытания - октябрь 1970 г. Дата Госиспытания - ноябрь 1973 г.

Двигатель имеет выносные лопаточ­ные преднасосы с питанием от гидро­турбины, позволяющие работать при низких входных давлениях компонен­тов топлива. Они обеспечивают умень­шение веса и количества внешних тру­бопроводов. Процессы запуска и оста­нова аналогичны НК-33 и НК-43. НК-39 отличается от своего прототипа НК-9 упрощенной пневмогидравличес- кой схемой, усовершенствованными элементами автоматики и улучшенны­ми агрегатами ТНА и камеры сгорания. Надежность НК-39 проверена при по­вышенных характеристиках: тяги (до 45,5 тс), ресурса (до 4000 с), числа включений (до 12), отклонения соотно­шения компонентов топлива (до 18%). Ни прототип, ни двигатели НК-39 ре­ального применения в эксплуатируе­мых РН пока не получили. На хранении в СНТК находятся 10 двигателей НК-39.

Схема двигателя - замкнутая, с дожи­ганием

Компоненты топлива - жидкий кисло­род и керосин

Рп = 41,5 тс (407 кН) 1п = 352 с

Суммарный расход компонентов топ­лива 116,1 кг/с рк = 9,38 МПа Km = 2,6

птна = 22000 об./мин. t = 1200 с

Геометрическая степень расширения

сопла 114,0

Мдв. = 584 кг

Муд. = 14,2

Dдв. = 1300 мм

ЖРД НК-39К - это двигатель многора­зового запуска и многократного при­менения разработан для первых сту­пеней ракет-носителей. Дифференциальные расходные клапа­ны срабатывают автоматически при заданном перепаде давлений компо­нентов топлива.

НК-39 [12]

Двигатели НК-39 серийного изготов­ления успешно прошли сертификаци­онные испытания.

Двигатель НК-43 - самый мощный в мире высотный кислородно-керосино­вый ЖРД, предназначенный для уста­новки на вторую ступень ракет-носи­телей Н1Ф, Н1Ф-Л3М и американской РН Kistler.

НК-43 имеет общую с НК-33 верхнюю часть: камеру сгорания, ТНА, агрегаты автоматики и начальный участок соп­ла. Однако степень расширения его сопла увеличена. Внутренняя оболоч­ка сопла до сечения диаметром 1500 м изготовлена из бронзы, а остальная часть - из стали. Надежность двигате­ля проверена при увеличении числа включений до 10.

Схема двигателя - замкнутая, с дожи­ганием

Дата первого испытания - октябрь 1972 г.

НК-43 [40]
'СНТК ИМЕНИ Н.Д.КУЗНЕЦОВА" НК-43 (11Д112) жидкостный ракетный двигатель

Дата Госиспытания - август 1973 г.

На хранении в СНТК находятся 12 двигателей НК-43.

Компоненты топлива - жидкий кисло­род и керосин Рп = 179 тс (1754,9 кН) 1п = 346 с

Суммарный расход компонентов топ­лива (РН Н1) 517,3 кг/с Km = 2,8 (±22%) рк = 14,57 МПа

Геометрическая степень расширения

сопла 70,0

Мдв. = 1396 кг

Эдв. = 2522 мм

Ьдв. = 4981 мм

Муд. = 7,8 кг/тс

№тна = 46000 л.с.

птна = 18500 об./мин.

t = 135 с

Технический ресурс 1200 с Гарантийный ресурс 600 с



ОАО „Самарское конструкторское бюро машиностроения"


"САМАРСКОЕ КЕМ


 


Адрес: 443009 Россия, г. Самара, Заводское шоссе, 29 Тел.: (8462) 256253, 293595 Факс: (8462) 252615

Телетайп: 226833 СТРЕЛА, 214293 ГРОМ

Генеральный директор/Главный конструктор - Бурмистров Геннадий Александрович Первый заместитель ГД/Первый заместитель ГК - Овчинников Валентин Николаевич

ОКБ создано в 1957 г. при Заводе имени М.В.Фрунзе (ныне ОАО "Моторостроитель").

Направления деятельности в настоящее время - опытно-конструкторская разработка и изготовление:

• авиационных газотурбинных двигателей;

• малоразмерных поршневых двигателей мощностью 20...100 л.с.;

• приводов ГПА;

• электрогенераторов мощностью до 10 МВт;

• газоструйных установок для очистки аэродромов от снега и льда.

Имеет научно-исследовательскую лабораторию, механический, сборочный и испытательные цеха.

Материалы по СКБМ подготовлены редакцией по книгам В.А.Зрелова и Г.Г.Карташова "Двигатели НК", Самара, 1999 и Jane's All the World's Aircraft.


САМАРСКОЕ КБМ!


 


П-020

авиационный поршневой двигатель


 


П-020 представляет собой карбюра­торный двухцилиндровый, двухтакт­ный поршневой двигатель воздушного охлаждения с оппозитным расположе­нием цилиндров и толкающими воз­душными винтами для сверхлегких пилотируемых и беспилотных лета­тельных аппаратов. Двигатель имеет два карбюратора со встроенными диафрагменными насо­сами. Система зажигания транзис­торная.

Топливо - смесь бензина Б91/115 с маслом в соотношении 25:1. N = 20,0 л.с. n = 7300 об./мин.

Се = 0,4 кг/л.с.ч.

Рабочий объем цилиндров, соответст­вующий ходу поршня 274 куб.см Степень сжатия в цилиндре 7,3 Мдв. = 9,3 кг (без винта) Ресурс 25 часов

Воздушный винт - двухлопастный АВ-23 (Dbb = 600 мм)

Первые испытания двигатель прошел в марте 1983 г., Госиспытания - в ноя­бре 1984 г.

П-020 [103]

Руководитель темы - А.А.Ермаков. Ведущий конструктор - Б.И.Терский Производится в ОАО "Моторострои-


 


П-032

авиационный поршневой двигатель


 


N = 35,5 л.с.

Пколенвала = 6600 об./мин. Се = 0,38 кг/л.с.ч

Рабочий объем цилиндров, соответст­вующий ходу поршня 440 куб.см Степень сжатия в цилиндре 7,0 Мдв. = 13,1 кг (без винта) Габаритные размеры 505 х 454 х 435 мм Воздушный винт - трехлопастный ВВВ-3-600 (Dbb = 600 мм, Пвв = 2640...3330 об./мин.) Ресурс 50 часов

П-032 производится в ОАО "Моторост­роитель" опытными сериями. На базе П-032 созданы поршневые двигатели П-065 (для сверхлегких ЛА) и СБ-039.

П-032 [100]
П-065 [100]
СБ-039 [100]
П-032МР [1]

Поршневой карбюраторный двухтакт­ный двухцилиндровый бензиновый двигатель СБ-039 разработан в конце 80-х гг для дистанционно управляемых беспилотных вертолетов, силовая уста­новка которых должна состоять из двух ПД и редуктора ВР-076. ^акс. = 67 л.с. Суд.кр. = 0,4 кг/л.с.ч Пколенвала = 7000 об./мин. Псоосных вв = 609 об./мин. Габариты 1093 х 730 х 730 мм Мдв. = 75 Кг


 


"Шмель-1" [1]

Поршневой карбюраторный двухтакт­ный двухцилиндровый бензиновый двигатель П-032 с оппозитным распо­ложением цилиндров и толкающим воздушным винтом разработан в 1982 г. Он предназначен для установки на сверхлегкие пилотируемые и беспилот­ные летательные аппараты ("Шмель-1", "Жаворонок", "Москит" и др.). Позже выпущена авиационная модификация П-032МР для дельталетов, парапланов, глиссеров, аэросаней. Первые испытания пройдены в февра­ле 1985 г., Госиспытания - в январе 1988 г


НК-14

газотурбинный двигатель наземного применения


 


НК-14СТ - это модификация НК-12СТ (разработка СНТК имени Н.Д.Кузнецо­ва), имеющая большую мощность и более высокий КПД. В ОАО "Моторостроитель" выпущена опытная партия двигателей. В конструкции НК-14СТ используется примерно 45% деталей базового НК- 12СТ, по сравнению с которым изме­нены проточная часть и конструкция турбин. Турбина компрессора двухсту­пенчатая с охлаждаемыми рабочими лопатками вместо трехступенчатой НК-12СТ.

НК-14Э [40]
НК-14СТ [100]

Дата первого испытания НК-14СТ - июль 1992 г., дата Госиспытания - март 1993 г. Производится в ОАО "Мо­торостроитель" (г. Самара).

Двигатель НК-14СТ, имеющий ресурс 50000 часов, взаимозаменяем на газо­перекачивающем агрегате ГПА-Ц-6,3 с двигателем НК-12СТ. N = 8,6 МВт Т эф. = 32% n = 8200 об./мин. Кк = 9,5 Тг = 1203 К Тс = 748 К

Отопливного газа = 1930 кг/ч Огаза на выхлопе = 1930 кг/с Мдв.с рамой = 3600 кг Еще одна модификация НК-12СТ - га­зотурбинный двигатель НК-14Э. Он предназначен для энергетики в каче­стве привода электрогенератора в блочно-модульных электростанциях типа АТГ-10, способных обеспечить электроэнергией небольшие города и поселки, промышленные и строитель­ные объекты, удаленные от централь­ных энергоносителей. Он может ис­пользоваться в качестве резервных или основных электростанций. В настоящее время энергоустановка АТГ с двигателем НК-14Э установлена на Винтайском машиностроительном заводе.

Дата первого испытания - 1993 г. Этот двигатель имеет редуктор с час­тотой вращения на выходном валу 3000 или 3600 об./мин. Его ресурс со­ставляет 50000 часов. В ОАО "Моторостроитель" (г. Самара) выпущена опытная партия. N = 9,6 МВт Т1 = 32% Кк = 9,5 Тк = 1203 К Тс = 750 К

Отопливного газа = 1930 кг/ч

Огаза на выхлопе = 39 кг/с

Мдв.с рамой = 3100 кг

НК-14СТЭ, модификация НК-12СТ

мощностью 8600 кВт, прошел первые

испытания в 1993 г.


 


ОС-1

аэродромная газоструйная установка

Установка ОС-1 разработана в 1992 г. очистки аэродромов от снега, льда и на базе авиационного ГТД НК-22 для пыли.



ОАО „Авиамоторный научно-технический комплекс

«Союз"


АМНТК


 


Адрес: 119270 Россия, г. Москва, Лужнецкая наб., 2/4 Тел.: (095) 242-2882, 242-0049 Факс: (095) 242-5702, 242-6609

Генеральный директор - Симонов Михаил Петрович Генеральный конструктор - Кобченко Василий Кондратьевич Главный конструктор - Фомин Евгений Алексеевич

Заместитель Главного конструктора по сертификации и международным связям - Жирнов Александр Федорович

Основан в 18 февраля 1943 г как Государственный опытный завод №300 МАП СССР. В 1966 г предприятие пере­именовано в Московский машиностроительный завод "Союз", а в 1981 г. - в научно-производственное объединение. Руководителями и Главными конструкторами предприятия были Александр Александрович Микулин (1943-1955 гг.), Сергей Константинович Туманский (1955-1973 гг.), Олег Николаевич Фаворский (1973-1987 гг) Василий Кондратьевич Кобченко возглавляет предприятие с 1987 г

АМНТК "Союз" является родоначальником ряда новых фирм, специализировавшихся в то время на доводке, внед­рении в серийное производство и дальнейшем развитии образцов авиационной, космической и другой спецтехни­ки, разработанных АМНТК, и определяющих сегодня целые направления развития отечественной техники. АМНТК создано 19 базовых и 42 модификации авиационных двигателей для 27 типов ЛА, несколько типов ЖРД и термоэмиссионная энергетическая установка на ядерной энергии для КА, турбохолодильная установка нового типа. Парк турбореактивных двигателей, разработанных АМНТК "Союз" и изготовленных на серийных заводах, составил более 26000 экземпляров, имеет свыше 60 млн. часов летной эксплуатации. Эти двигатели обеспечивают эффектив­ное применение летательных аппаратов на высотах до 30 км и до скоростей более 3000 км/ч. Самолеты с двигате­лями АМНТК эксплуатируются в 43 странах Европы, Азии и Америки. На них установлено 100 мировых рекордов. Помимо авиационных силовых установок, КБ разрабатывает глубинные насосы, высокоэффективные компрессоры для нужд народного хозяйства, насосы для масложировой промышленности, малогабаритные модульные заводы глубокой переработки нефти и газового конденсата.

Материалы по АМНТК "Союз" подготовлены с помощью архивов Центра истории авиационных двигателей, энцик­лопедии "Авиация", книги Jane's All the Wotld's Aircraft и рекламных выставочных материалов.


АМНТК "СОЮЗ"


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: