РРБ54 ДДН59
ях, магистральные: газоперекачивающих станциях и в качестве главных газотурбинных установок на судах морского флота. Это позволило получить опережающую наработку базовых ГТД более 70000 часов на газоперекачивающих агрегатах и 27000 часов на морских судах без капитального ремонта. Всего для промышленности и флота изготовлено и поставлено свыше 2600 двигателей общей мощностью около 22 млн. кВт и общей наработкой более 26 млн. часов. Эксплуатация первых газотурбинных установок на флоте показала необходимость разработки специальные корабельных двигателей, устойчиво и |
Схема ГТУМЗ[37]
За 45 лет своего существования НПП "Машпроект" создало более 30 главных и ускорительных корабельных и судовых газотурбинных установок. Серийное производство этих установок осуществляется на Производственном объединении "Зоря" (г. Николаев). Газотурбинными установками "НПП "Машпроект" оснащены более 60% кораблей ВМФ бывшего СССР, что составляет 29% газотурбинные кораблей мирового флота и 33% суммарной мощности ГТУ.
|
|
ГТУ М2 [37] |
ГТУ МЗ [37] |
Начиная с 70-х гг., ГТД и ГТУ, разработанные для ВМФ, начали применяться в качестве приводов на передвижных и стационарных электростанци-
ПЛК "Проект 159" [37] |
БПЛК "Проект 61" [37] |
экономично работающих от холостого хода до максимальной нагрузки, приспособленных к длительной работе на дизельном топливе в морской атмосфере.
Двигатель М1, использовавшийся на торпедном катере ("Проект 183ТК" 1955 г., водоизмещение 750 т, построено 15 катеров для СССР) в качестве ускорительного, имел мощность 4000 л.с., расход топлива 410 г/л.с.ч и ресурс 100 часов.
Одновременно с производством М1 спроектирован всережимный двигатель Д053 для установки М2 мощностью 15000 л.с. и расходом топлива 260 г/л.с.ч.
Этот двигатель имел двухкаскадный турбокомпрессор, трубчато-кольцевую камеру сгорания, свободную силовую турбину, усовершенствованную топливную аппаратуру, улучшенную теплоизоляцию. Применение новых материалов увеличило ресурс двигателя до 1000 часов.
В 1957 г. ускорительная газотурбинная установка М2 была поставлена на противолодочныш корабль ("Проект 159", водоизмещение 1150 т, построено 50 кораблей для СССР, Эфиопии, Индии и Сирии).
Для патрульные катеров "Проект 35" и "Проект 204" (водоизмещение 840 т, построено 76 кораблей для СССР, Болгарии и Румынии) с улучшенными акустическими характеристиками были разработаны газотурбокомпрессоры ГТК Д2 (1960 г.) и ГТК Д3 (1964 г.) мощностью 18000 л.с., подающие воздух отдельно стоящих компрессоров в гидромоторное устройство. Редуктор, разработанный конструкторами СПБ "Машпроект", обеспечивал суммирование мощности двух ГТД и реверс гребного винта, подключение и отключение каждого двигателя с помощью специальных кулачково-фрик- ционныш и гидравлических муфт.
|
|
БПЛК "Проект "Беркут" [37] |
БПЛК "Проект "Буревестник" [37] |
"МАШПРОЕКТ"
Схема ГТУ М5 [37] |
В 1958 г. разработан первый в мире главный газотурбинный агрегат М3 для большого противолодочного корабля "Проект 61" водоизмещением 4000 т (построено 25 кораблей для ВМФ СССР, Индии и Польши). Характеристики ГТУ М3Н: Полная мощность установки 2х36000 л.с.
Удельный расход топлива основного двигателя 220 г/л.с.ч Удельный расход топлива маршевого двигателя 360 г/л.с.ч Полная скорость 34 узла Маршевая скорость 24 узла Расход топлива на полной скорости 466 г/милю
Расход топлива на маршевой скорости 351 кг/милю
Масса установки 2 х 86000 кг Ресурс 5000 часов
В 1965-66 гг. началась разработка двигателей и установок второго поколения с повышенной экономичностью (200-240 г/л.с.ч), маневренностью, улучшенными акустическими характеристиками, ресурсом не менее 10000 часов.
В 1970 г. для фрегата "Проект "Альбатрос" водоизмещением 1000 т (построен 101 корабль для СССР, Алжира, Болгарии, Кубы, ГДР, Ливии и Югославии) разработана ГТУ М8. Созданы высокоэкономичные корабельные установки М7 (1971 г.) и М5 (1972 г.), в состав которых входили независимые маршевые и форсажные двигатели различной мощности. Ре- дукторные передачи обеспечивали количественное регулирование мощности установки: работу одного двигателя на два гребных винта и совместную работу маршевых и форсажных двигателей, что дало высокую экономичность установки на любых ходовых режимах.
ОРР058 ОДДТ59 МГРА28 МД Д090
Схема ГТУ М7 [37] |
М8К [37] |
Схема ГТУ М9 [37]
Ракетный катер "Проект "Молния-1"[27] |
"ПРОЕКТ"
ОДДДС77 РР077 MP ДД
ОДДР77 ОРР077 МРР076 МДДР76 Схема ГТУ М15-2 [37] |
Схема ГТУ М21 [37] |
В установках М5 и М7, не имеющих аналогов в мировой практике, впервые были внедрены реверсивные силовые турбины, быстродействующие шинно-пневматические муфты, двух- скоростные редукторы и ряд других технических решений. ГТУ М5 создан для применения в составе большого противолодочного корабля "Проект "Беркут" водоизмещением 7500 т (с 1972 г. построено 7 кораблей для России). Полная мощность установки 2 х 46000 л.с. Маршевая мощность установки 2х6400 л.с. Удельный расход топлива основного двигателя 220 г/л.с.ч Удельный расход топлива маршевого двигателя 250 г/л.с.ч Полная скорость 32,6 узла Маршевая скорость 19,5 узла Расход топлива на полной скорости 628 г/милю Расход топлива на маршевой скорости 153 кг/милю |
Схема ГТУ М15-1 [37]
Масса установки 2 х 112000 кг ГТУ М7 использовался на с 1971 г. на сторожевых кораблях "Проект "Буревестник" (водоизмещение 3550 т, построено 44 корабля для СССР) Полная мощность установки 2 х 28000 л.с.
Маршевая мощность установки 2 х 6000 л.с.
Удельный расход топлива основного двигателя 235 г/л.с.ч Удельный расход топлива маршевого двигателя 240 г/л.с.ч Полная скорость 32,7 узла Маршевая скорость 18 узлов Расход топлива на полной скорости 404 г/милю
Расход топлива на маршевой скорости 160 кг/милю
Масса установки 143000 кг ГТУ М9 устанавливалась на эсминце "Проект "Фрегат" (водоизмещение 600 т с 1980 г. на вооружение СССР поступило 13 кораблей).
Применение ГТУ М15 - ракетные катера "Проект "Молния-1" и "Проект "Мол-
Ракетный катер "Проект "Молния-2"[37] |
ния-2" водоизмещением 450 т (с 1980 г. построено 53 катера проекта "Молния-2" для СССР, Болгарии, ГДР, Индии, Польши, Румынии и Йемена; с 1981 г 27 катеров "Проект "Молния-1" поступили в ВМФ СССР).
|
|
Полная мощность установки 2х16000 л.с.
Маршевая мощность установки 2 х 4000 л.с.
Удельный расход топлива основного двигателя 190 г/л.с.ч Удельный расход топлива маршевого двигателя 220 г/л.с.ч Полная скорость 43 узла Маршевая скорость 20 узлов Расход топлива на полной скорости 147 г/милю
Расход топлива на маршевой скорости 88 кг/милю
Масса установки 26400 кг М21 устанавливается на крейсере "Проект "Атлант" ("Слава") водоизмещением 11400 т (с 1982 г. 4 корабля построены для СССР/СНГ). Полная мощность установки 2 х 55000 л.с.
Маршевая мощность установки 2 х 11000 л.с.
Удельный расход топлива основного двигателя 225 г/л.с.ч Удельный расход топлива маршевого двигателя 195 г/л.с.ч Полная скорость 32,6 узла Маршевая скорость 19,5 узла Расход топлива на полной скорости 741 г/милю
Расход топлива на маршевой скорости 200 кг/милю
Масса установки 2 х 131000 кг ГТУ М36 создан в 1997 г. для установки на эсминец "Проект "Дели" (водоизмещение 6500 т; три корабля построены для Индии).
ГТУ М80 (1997 г.) разработан для крейсера ВМФ Китая. Одна из последних разработок НПП "Машпроект" - установка М44 (1999 г.) для российского фрегата ("Проект 12441") водоизмещением 2100 т.
Ракетный крейсер "Проект "Атлант" [37] |
Р РГ54 Д ДТ59
"МАШПРОЕКТ" |
Эскадренный миноносец "Проект "Дели"[37] |
Схема ГТУ М36 [37]
Основные принципы построения газотурбинных установок для водоизме- щающих кораблей:
• возможность совместной работы с дизелями и паровыми турбинами;
• сохранение экономичности в широком диапазоне нагрузок путем включения в работу оптимального числа двигателей для получения необходимых в данный момент мощности и применения двухскоростных маршевых редукторов, оптимизирующих обороты силовой турбины двигателя. Система перекидки мощности между маршевыми редукторами позволяет работать одним двигателем на два гребных вала
• применение системы реверсирования во всем диапазоне мощностей ГТУ с помощью реверсивных редукторов или силовых турбин
|
|
• повышение экономичности и мощности ГТУ применением парового теп- лоутилизирующего контура