Сущность БП

БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ В ПРОЦЕССНОМ ПОДХОДЕ УПРАВЛЕНИЯ

1. Сущность бизнес-процессов

2. Построение БП

3. Выделение БП

4. Ж

СУЩНОСТЬ БП

Первая задача команды реинжиниринга состоит в том, чтобы получить ясное и всестороннее понятие о про­цессе, подлежащем реинжинирингу. Многие специали­сты в данной области отмечают, что реинжиниринг бизнес-процессов требует "чистого листа". Под этим они подразумевают, что процесс следует разрабатывать как бы с нуля, чтобы над ним не довлели традиции и обычаи, которые, и привели процесс к его текущему состоянию. Мы согласны с тем, что новые процессы не должны подвергаться влиянию старых, но из нашего опыта следует, что намного более практично начать с четкого понимания предмета рассмотрения, чем просто с нуля. Мы знаем несколько реинжиниринговых ко­манд, которые, начав именно с нуля, обнаружили, что не могут идти вперед из-за разногласий по поводу того, что же они хотят получить. С помощью изучения текущего процесса, рисования графиков, его этапов и выявления его клиентов и их требований, команда реинжиниринга намного повышает свою способность думать творчески о том, как должен выглядеть новый процесс.

Сущность реинжиниринга бизнес-процессов выражена в создании совер­шенно новых и более эффективных БП без учета того, что было раньше.

Существует множество определений (интерпретаций) понятия «бизнес-процесс»:

1. Совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используют один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создают продукт, представляющий ценность для потребителя [Хаммер M., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2007. – 288 с.].

2. Набор логически взаимосвязанных действий, выполняемых для достижения определенного выхода бизнес-деятельности [Davenport T. H., Short J. E. The New Industrial Engineering: Information Technology and Business Process Redesign // Sloan Management Review, 1990, (Summer), P. 11–27].

3. Структурированное конечное множество действий, спроектированных для производства специфической услуги (продукта) для конкретного потребителя или рынка. Или – специфически упорядоченная совокупность работ, заданий во времени и в пространстве, с указанием начала и конца, точным определением входов и выходов. Или – структурируемый, измеряемый набор действий, созданный, чтобы произвести определенный выход для конкретного клиента или рынка [Davenport T. H. Process innovation: reengineering work through information technology. – Boston, Mass.: Harvard Business School Press, 1993. – p. 337.].

4. Сущность, определяемая через точки входа и выхода, интерфейсы и организационные устройства, частично включающие устройства потребителя услуг/товаров, в которой происходит наращивание стоимости производимой услуги/товара [Porter M. E., Millar V. E. How Information Gives You Competitive Advantage//Harvard Business Review, 1985, 85, (July–August), P. 149-160.].

5. Множество внутренних шагов (видов) деятельности, начинающихся с одного и более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту и удовлетворяющей его по стоимости, долговечности, сервису и качеству. Или – полный поток событий в системе, описывающий, как клиент начинает, ведет и завершает использование бизнеса [Ойхман Е. Г., Попов Э. М. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 333 c.].

6. Логические серии взаимозависимых действий, которые используют ресурсы предприятия для создания или получения в обозримом или измеримо предсказуемом будущем полезного для заказчика выхода, такого как продукт или услуга [Зиндер Е. З. Новое системное проектирование: информационные технологии и бизнес-реинжиниринг // Системы управления базами данных. – 1996. – № 1. – C. 55-67.].

7. Любые виды деятельности в работе организации [Deming W. E. Quality, productivity, and competitive position. – Cambridge, MA: Massachusetts Institute of Technology, Center for Advanced Engineering Study, 1982. – p. 373.].

8. Систематизированное последовательное исполнение функциональных операций, которые приносят специфический результат [TeleManagement Forum. Telecom Operations Map. Evaluation Version 2.1. — Morristown, NJ: TMForum, 2000. – p. 82.].

9. Совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие [14].

10. Ряд взаимосвязанных видов деятельности, преобразующих входы в выходы [ISO/IEC. Оценка и аттестация зрелости процессов создания и сопровождения программных средств и информационных систем (ISO/IEC TR 15504-CMM). – М.: Книга и Бизнес, 2001. – p. 348.].

11. Горизонтальная иерархия внутренних и зависимых между собой функциональных действий, конечной целью которых является выпуск продукции или отдельных ее компонентов [https://www.vernikov.ru].

12. Действие, переводящее вход системного объекта в выход [Никаноров С. П. Системный анализ: этап развития методологии решения проблем. В кн.: Оптнер Ст. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. – М., Советское радио, 1969. – С. 7-43.].

"Для эффективного функционирования, организация должна определить и осуществлять управление совокупностью взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса является непосредственным входом следующего."

МС ИСО 9001:2000 раздел 0.2

Мы под понятием «БИЗНЕС-ПРОЦЕСС» будем подразумевать некоторую деятельность организации (последовательность работ), целью которой является преобразование входов (ресурсов) в выходы (продукты, услуги), представляющие ценность для клиента.

Ресурсами БП могут быть материалы, информация, финансы, персонал, оборудование, технология, программное обеспечение, инфраструктура и т. д.

БП имеют множество классификаций, одна из самых распространенных – это классификация БП по добавлению ценности продукту или услуге организации [18]. В этой классификации также выделяют БП управления и развития, которые требуют к себе особого внимания и обеспечивают долгосрочную конкурентоспособность:

  • основные;
  • вспомогательные;
  • управления;
  • развития.

К основным относятся БП, добавляющие ценность продукту или услуге, производимой организацией. Например, БП закупок, получения заказов, производства, доставки и сервисного обслуживания. Также к основным относят БП, дающие организации конкурентное преимущество. На рисунке 2 приведено еще несколько определений и особенностей основных БП компании.

Рисунок 2. Основные бизнес-процессы

Вспомогательные БП (рисунок 3) напрямую не добавляют ценности продукту или услуге, но увеличивают его стоимость. К вспомогательным относят БП маркетинга, складирования, обслуживания оборудования, информационного обеспечения, административно-хозяйственного обеспечения.

Рисунок 3. Вспомогательные бизнес-процессы

БП управления и развития также напрямую не добавляют ценности продукту или услуге. Например, к БП управления относят управление финансами, стратегическое и оперативное управление компанией, а к БП развития – разработку новых продуктов и услуг, внедрение новых технологий и стандартов работы. На рисунках 4 и 5 приведены дополнительные сведения об этих БП организаций.

Рисунок 4. Бизнес-процессы управления

Рисунок 5. Бизнес-процессы развития

Схематично понятие БП представлено на рисунке.

Рисунок 1. Схема бизнес-процесса

Процесс включает в себя следующие элементы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: