ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
Методология разработки и применения
Пособие для преподавателей
Днепропетровск
ГИПОпром
УДК 37.016
Педагогические тесты. Методология разработки и применения: Пособие для преподавателей / Хохлова Т.С., Потап О.Е., Ступак Ю.А., Чернявский В.Г., Плискановский С.А. –Днепропетровск: ГИПОпром, 2005. - 63 с.
Рекомендовано к печати Ученым советом Национальной металлургической академии Украины ___.___.2005, протокол №_____.
Рассмотрены отдельные положения теории педагогических измерений, назначение педагогических тестов, сферы их применения, методология проектирования и особенности использования для различных целей. Особое внимание уделено заданиям в тестовой форме, принципам их составления и последующего отбора для включения в тесты. Приведены примеры заданий различной формы, которые могут быть полезны разработчикам тестов различного назначения.
Пособие подготовлено с учетом теории и практики педагогических измерений (тестирования) в Украине, России и странах дальнего зарубежья, а также с учетом требований к составляющей отраслевых стандартов высшего образования «Засоби діагностики...» (приложение 1 к приказу Министерства образования и науки Украины №285 от 31.07.98).
Рассчитано на преподавателей-разработчиков тестов, методистов, организаторов учебного процесса, программистов.
Составители: Хохлова Татьяна Станиславовна,
к.т.н., доцент, проректор ГИПОпром
Потап Олег Ефимович,
к.т.н., доцент кафедры АПП НМетАУ
Ступак Юрий Александрович,
к.т.н., нач. информационно-методического отдела ГИПОпром
Чернявский Валерий Григорьевич,
нач. учебного отдела ГИПОпром
Плискановский Станислав Александрович,
методист отдела повышения квалификации ГИПОпром
Редактор: Потап Олег Ефимович,
к.т.н., доцент кафедры АПП НМетАУ
Рецензенты: Аванесов Вадим Сергеевич,
доктор педагогических наук,
профессор МГУ (Москва, Россия)
Аврахов Иван Александрович,
канд. философских наук, доцент каф. философии НМетАУ
При подготовке пособия с любезного разрешения автора использованы материалы из работ проф. Аванесова В.С., указанных в списке литературы.
Ó Хохлова Т.С., Потап О.Е., Ступак Ю.А., Чернявский В.Г., Плискановский С.А.,
ГИПОпром, 2005 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 4
1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ КАК СРЕДСТВО
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 6
1.1. Задания в тестовой форме........................................................... 6
1.2. Тестовые задания......................................................................... 8
1.3. Педагогический тест.................................................................... 9
2. формы тестовых заданий.......................................................... 10
2.1. Задания с выбором правильного ответа.................................... 11
2.1.1. Принципы подбора ответов к заданиям....................... 12
2.1.2. Принципы подбора содержания заданий..................... 16
2.1.3. Задания с выбором нескольких правильных ответов 20
2.2. Задания открытой формы............................................................ 23
2.3. Задания на установление соответствия..................................... 28
2.4. Задания на установление правильной последовательности.... 30
2.5. Нетестовые задания..................................................................... 32
3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ И
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ИСПЫТАНИЙ ………. 33
3.1. Подготовка заданий в тестовой форме и пробное
тестирование................................................................................. 33
3.2. Анализ результатов пробного тестирования и отбор
тестовых заданий …………………………................................. 43
3.2.1. Матрица тестовых результатов..................................... 43
3.2.2. Статистический анализ тестовых результатов и
отбор заданий для включения в тесты......................... 44
3.3. Принципы компоновки педагогических тестов ……................ 47
3.4. Общие рекомендации по проведению тестирования............... 48
4. анализ И интерпретация тестовых результатов......... 50
4.1. Сферы применения тестов и особенности интерпретации
тестовых результатов................................................................... 50
4.2. Надежность тестовых результатов............................................. 56
5. ПрИМЕНЕНИЕ ЗАДАНИЙ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ ДЛЯ
КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ………………………………………. 58
ЛИТЕРАТУРА............................................................................................... 63