Семантическое порождение дискурса происходит при условиях и ограничениях, которые были сформулированы выше, и включает построение семантической репрезентации дискурса, то есть его «текстовой базы». Информация, входящая в текстовую базу, извлекается главным образом из моделей ситуации, но, кроме того, в базу могут входить более общие знания и информация о контексте (как в метакоммуникативных утверждениях, определяющих фрагменты контекстной модели). Порождение текстовой базы представляет собой стратегический процесс, совершаемый в оперативном режиме (on-line). Постоянным входом в него служат активизированные и восстановленные в памяти модели ситуаций, а управляется процесс с самого начала до конца с помощью информации из Системы Управления, такой, как, например, актуальные или общие темы текста. Если заданы контекст и зависящая от типа текста тема (например, после вопроса, полученного от собеседника), говорящий будет пользоваться этой темой как ключом к поиску релевантных моделей, относящихся к данной теме. Активация может быть только частичной, поскольку лишь какой-то один фрагмент Модели может оказаться релевантным. Например, в бесе-Де о том, как прошел отпуск, тема «Я был в Испании 1 прошлом году» может активизировать только определенные модели или их фрагменты (например: «На пляже
|
|
было очень хорошо»), а в качестве делового разговора или интервью по поводу работы мы скорее обратимся к его или ее профессиональным занятиям в Испании. Таким образом, контекстно-релевантная (под)тема может быть выбрана заранее или же сконструирована и как таковая может служить темой всего текста, будучи представленной в виде макропропозиции, управляющей производством его семантического содержания.
Еще одна важная характеристика производства семантического содержания состоит в том, что семантическая база текста не обязательно должна быть столь же полной, как модель. В принципе каждая пропозиция, выведенная слушающим из какой-то другой информации (заключенной в модели или сценарии), может быть „опущена". Следовательно, текстовая база содержит лишь ту информацию, которая является необходимой и релевантной в данном актуальном контексте (van Dijk, 1979), хотя, разумеется, спонтанная речь может включать внешне «избыточную» (повторяющуюся, выводимую) информацию. Существуют, однако, определенные стратегические ограничения на «сверхполноту» такого рода. Странно было бы, например, в рассказе о ресторане слышать все время от говорящего, что там работает официант или официантка— ведь знание этого факта составляет пресуппозицию. Если имеются модельные или сценарные знания, вполне достаточно было бы обойтись тут указанием с помощью определенной дескрипции (см. Schank and Abelson, 1977).