Якірний пристрій

ЛЕКЦІЯ №2

СУДНОВІ ПРИСТРОЇ. СУДНОВІ СИСТЕМИ.

Мета: Ознайомити студентів з судновими пристроями та судновими системами. Розібрати їх склад та правила технічної експлуатації.

План:

1. Суднові пристрої:

1.1. Якірний пристрій та швартовний пристрій.

1.2. Рульовий пристрій.

1.3. Рятувальний пристрій.

1.4. Вантажний та буксирний пристрій.

2. Основні загально суднові системи.

Література:

[1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11]

Суднові пристрої.

Якірний пристрій та швартовний пристрій.

Якірний пристрій.

Якорное устройство должно:

• обеспечивать надежную стоянку судна на рейдах и в открытом море;

• удерживать на месте судно, стоящее одновременно на якоре (якорях) и на швартовах;

• служить одним из средств снятия судна с мели;

• способствовать управлению судном в стесненных условиях плавания.

Рис. 1. Состав якорного устройства судна.

1 – становой якорь; 2 – якорная скоба; 3 – вертлюг; 4 – якорная цепь; 5 – бортовой клюз; 6 – якорная труба; 7 – палубный клюз; 8 – цепной стопор; 9 – винтовой стопор; 10 – брашпиль (шпиль); 11 – цепная труба; 12 – цепной ящик; 13 – устройство экстренной отдачи якорной цепи.

Якоря.

Эффективность якорного устройства зависит от держащей силы якоря (зависит от его конструкций и веса), а также от общей длины, вытравленной за борт части якорной цепи и ее веса.

Якоря, применяемые на судах, по конструкции разделяются на три большие группы:

I группа – якоря, имеющие шток и зарывающиеся в грунт одной лапой. Якоря адмиралтейского типа.

II группа – якоря втяжные, без штока, зарывающиеся в грунт двумя лапами. На судах наибольшее применение имеют якоря Холла, Грузона, Болдта.

III группа - якоря повышенной держащей силы.

Рис. 2. Якоря: а) – Аадмиралтейский; б) – Холла; в) – Матросова; г) - Грузона

К судовым якорям относятся: становые, запасные, стоп-анкеры, верпы, дреки, ледовые и кошки.

Становые якоря постоянно заведены в клюзы и служат для постановки на якорь.

Запасные якоря по конструкции и весу идентичны становым и хранятся в специально отведенных местах на палубе или трюме.

Стоп-анкеры служат для удержания судна в определенном направлении, они обычно заводятся с кормы и составляют по весу 1/3 станового якоря.

Верпы служат для тех же целей, что и стоп-анкеры. Вес верпа – 1/2 веса стоп-анкера.

Дреки – небольшие шлюпочные якоря.

Кошки – трех или четырехлапые якоря, имеющие вес в несколько килограмм. В основном служат для отыскания затонувших или вылавливания плавающих предметов.

Для длительной и прочной стоянки судов применяются мертвые якоря, которые обычно имеют большой вес и особую конструкцию, обеспечивающую надежное сцепление с грунтом.

По Правилам Регистра Украины становые якоря, якорные цепи для судов подбирают по характеристике снабжения, которая рассчитывается согласно следующей формуле:

Nc = Δ 2/3 + 2Bh + 0,1A

где Δ — массовое (объемное) водоизмещение судна при осадке по летнюю грузовую ватерлинию, т, м3;

В — ширина судна, м;

h — высота от летней грузовой ватерлинии до верхней кромки настила палубы самой высокой рубки, м;

A —площадь парусности на длине судна L, считая от летней грузовой линии, м2. (учитывается площадь парусности только корпуса, надстроек и рубок шириной более чем 0,25В).

Рис. 3. Якорь Холла

1 – скоба; 2 – веретено; 3 – лапы; 4 – коробка

Для выполнения основного назначения становой судовой якорь должен обладать хорошей держащей силой, при этом быстро забирать грунт, а также повторно входить в грунт после срывов; сохранять постоянство держащей силы при перемене направления якорной цепи; при подъеме легко отделяться от грунта, обладать компактностью, быть прочным, простым в изготовлении и дешевым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: