ЛЕКЦІЯ №2
СУДНОВІ ПРИСТРОЇ. СУДНОВІ СИСТЕМИ.
Мета: Ознайомити студентів з судновими пристроями та судновими системами. Розібрати їх склад та правила технічної експлуатації.
План:
1. Суднові пристрої:
1.1. Якірний пристрій та швартовний пристрій.
1.2. Рульовий пристрій.
1.3. Рятувальний пристрій.
1.4. Вантажний та буксирний пристрій.
2. Основні загально суднові системи.
Література:
[1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11]
Суднові пристрої.
Якірний пристрій та швартовний пристрій.
Якірний пристрій.
Якорное устройство должно:
• обеспечивать надежную стоянку судна на рейдах и в открытом море;
• удерживать на месте судно, стоящее одновременно на якоре (якорях) и на швартовах;
• служить одним из средств снятия судна с мели;
• способствовать управлению судном в стесненных условиях плавания.
Рис. 1. Состав якорного устройства судна.
1 – становой якорь; 2 – якорная скоба; 3 – вертлюг; 4 – якорная цепь; 5 – бортовой клюз; 6 – якорная труба; 7 – палубный клюз; 8 – цепной стопор; 9 – винтовой стопор; 10 – брашпиль (шпиль); 11 – цепная труба; 12 – цепной ящик; 13 – устройство экстренной отдачи якорной цепи.
|
|
Якоря.
Эффективность якорного устройства зависит от держащей силы якоря (зависит от его конструкций и веса), а также от общей длины, вытравленной за борт части якорной цепи и ее веса.
Якоря, применяемые на судах, по конструкции разделяются на три большие группы:
I группа – якоря, имеющие шток и зарывающиеся в грунт одной лапой. Якоря адмиралтейского типа.
II группа – якоря втяжные, без штока, зарывающиеся в грунт двумя лапами. На судах наибольшее применение имеют якоря Холла, Грузона, Болдта.
III группа - якоря повышенной держащей силы.
Рис. 2. Якоря: а) – Аадмиралтейский; б) – Холла; в) – Матросова; г) - Грузона
К судовым якорям относятся: становые, запасные, стоп-анкеры, верпы, дреки, ледовые и кошки.
Становые якоря постоянно заведены в клюзы и служат для постановки на якорь.
Запасные якоря по конструкции и весу идентичны становым и хранятся в специально отведенных местах на палубе или трюме.
Стоп-анкеры служат для удержания судна в определенном направлении, они обычно заводятся с кормы и составляют по весу 1/3 станового якоря.
Верпы служат для тех же целей, что и стоп-анкеры. Вес верпа – 1/2 веса стоп-анкера.
Дреки – небольшие шлюпочные якоря.
Кошки – трех или четырехлапые якоря, имеющие вес в несколько килограмм. В основном служат для отыскания затонувших или вылавливания плавающих предметов.
Для длительной и прочной стоянки судов применяются мертвые якоря, которые обычно имеют большой вес и особую конструкцию, обеспечивающую надежное сцепление с грунтом.
|
|
По Правилам Регистра Украины становые якоря, якорные цепи для судов подбирают по характеристике снабжения, которая рассчитывается согласно следующей формуле:
Nc = Δ 2/3 + 2Bh + 0,1A
где Δ — массовое (объемное) водоизмещение судна при осадке по летнюю грузовую ватерлинию, т, м3;
В — ширина судна, м;
h — высота от летней грузовой ватерлинии до верхней кромки настила палубы самой высокой рубки, м;
A —площадь парусности на длине судна L, считая от летней грузовой линии, м2. (учитывается площадь парусности только корпуса, надстроек и рубок шириной более чем 0,25В).
Рис. 3. Якорь Холла
1 – скоба; 2 – веретено; 3 – лапы; 4 – коробка
Для выполнения основного назначения становой судовой якорь должен обладать хорошей держащей силой, при этом быстро забирать грунт, а также повторно входить в грунт после срывов; сохранять постоянство держащей силы при перемене направления якорной цепи; при подъеме легко отделяться от грунта, обладать компактностью, быть прочным, простым в изготовлении и дешевым.