С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права. Исходя из такой посылки, деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса.
Административно-процессуальная деятельность понимается в двух вариантах: а) административно-процедурном; б) административно-юрисдикционном.
Это положение подробно изучается по курсу административного права. Поэтому автор излагает материал, с учетом познания читателем административного права. "Административный процесс - это урегулированная административно-процессуальными нормами правоустановительная и правоприменительная деятельность органов государственного управления, а в предусмотренных законом случаях - и иных органов и их должностных лиц, общественных организаций и их представителей по реализации норм административно-процессуального права и разрешению индивидуально-конкретных дел, возникающих из отношений управленческого (служебного) подчинения".
|
|
При этом следует напомнить некоторые характерные черты административного процесса:
1. Административный процесс является формой реализации норм административного и некоторых иных отраслей права, специфической юридической формой управленческой деятельности.
2. Содержанием административного процесса являются управленческие процессуальные отношения, возникающие между субъектами процесса, совершаемые в определенной последовательности действия субъектов, осуществляющих свои полномочия и обязанности в сфере управления.
3. Административный процесс (в отличие от уголовного и гражданского) охватывает более широкий круг общественных отношений, имеет более сложную структуру производств, регламентируется многочисленными административно-процессуальными нормами.
4. Сфера административного процесса не исчерпывается реализацией норм административного материального права и защитой административно-правовых отношений. Нормы финансового, земельного и других отраслей права в ряде случаев применяются в соответствии с правилами, установленными административно-процессуальными нормами.
Вопрос о видах административных производств, представляет значительный интерес, прежде всего, с позиций практического применения административно-процессуальных норм. Как известно, в административном порядке разрешаются дела по применению соответствующих правовых норм почти всех отраслей материального права, за исключением уголовного. Это особенность административно-процессуальной деятельности предопределяет и многообразие административных производств, если подразделить их, исходя из специфики регулируемых общественных отношений.
|
|
Известно, что в юридической литературе нет единого подхода к классификации административных производств. Прежде всего, это объясняется различием во взглядах ученых на объем административного процесса. Не вступая в общую дискуссию по данному вопросу, представляется теоретически и практически обоснованным классифицировать административные производства по видам индивидуально-конкретных дел, разрешаемых в административном порядке, независимо от того, к какой отрасли права относятся регулируемые общественные отношения:
1. Административные производства по индивидуально-конкретным делам, связанным с рассмотрением ходатайства, заявлений и жалоб государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций.
2. Производство по спорам предприятий и хозяйственных организаций в арбитражном суде.
3. Производство по обращениям граждан в государственные органы и организации - производство по жалобам граждан на незаконные действия должностных лиц.
4. Производство по делам об административных проступках и применению мер административного принуждения.
5. Производство по делам о дисциплинарных проступках рабочих и служащих государственных органов, предприятий, учреждений, организаций.
6. Производство по делам о возмещении материального ущерба в административном порядке.
7. Производство по делам, связанным с осуществлением административного надзора.
8. Производство по делам, связанным с осуществлением государственного: надведомственного и внутриведомственного контроля.
А так же и другие производства, предлагаемые различными авторами, например, народное производство; согласительное производство;
Ряд авторов, например, Сорокин В.Д., настаивает на выделении в самостоятельный институт - производства по жалобам граждан.
Таким образом:
во-первых, административный процесс имеет сложную структуру, состоящую из специфических административных производств;
во-вторых, каждому из этих производств свойственны характерные черты, вытекающие из особенностей материально-правовых институтов, нормы которых реализуются не непосредственно, а при помощи административно-процессуальных норм;
в-третьих, этот сложный механизм реализации соответствующих правовых норм, многие из которых имеют принудительно-обязательный характер, обусловлен объективными требованиями законности и задачами ее реального обеспечения.