Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях - сложное государственно-правовое явление. В то же время оно является важнейшей составной частью правоприменительной деятельности уполномоченных на то компетентных государственных и общественных органов, в том числе и органов внутренних дел.

Его понятие в общей форме можно сформулировать как совокупность осуществляемых на основе закона процессуальных действий, состоящих в разрешении дел об административных правонарушениях.

Существующая в теории административного права точка зрения большинства ученых-административистов относит производство по делам об административных проступках к составной части общего понятия - административного процесса. В то же время о содержании процессуальных действий составляющих производство по делам об административных правонарушениях, как одном из видов административных производств, в юридической литературе высказываются противоречивые суждения.

Различие во взглядах на содержание производства по делам об административных проступках во многом обуславливалось тем, что на протяжении длительного периода нормы права, регламентирующие данное производство, не были кодифицированы в едином законодательном акте. Но, принятие 23 октября 1980 года Основ законодательства об административных правонарушениях, а в 1984 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях закрепило современные достижения законодательной практики и науки административного права, создало фундаментальную правовую основу для совершенствования и повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, связанной с производством по делам об административных правонарушениях. Так, раздел 4 КоАП РСФСР был посвящен производству по делам об административных правонарушениях. Здесь же были определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, регламентированы процессуальные действия и условия, обеспечивающие разрешения дела в точном соответствии с законодательством.

К процессуальным действиям, составляющим производство по делам об административных правонарушениях, в кодексе были отнесены:

- составление протокола об административных правонарушениях;

- административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов;

- рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение по нему постановления;

- передача материалов при наличии в нарушении признаков преступления прокурору, органу предварительного следствия или дознания;

- рассмотрение жалобы и протеста на постановление по делу об административном правонарушении;

- исполнение постановлений о наложении административных взысканий.

Указанные действия осуществляются в полном соответствии с процессуальными нормами права, определяющими место и сроки рассмотрения дела об административном правонарушении; права лиц, привлекаемых к административной ответственности; обжалование и опротестование постановления по делу об административном проступке; давность исполнения постановлений административных взысканий. Данные нормы позволяют рассматривать и разрешать дела об административных проступках с соблюдением всех процессуальных гарантий личности и требований законности.

Административно-процессуальные, нормы регулирующие производство по делам об административных проступках, находятся в тесной связи с материальными нормами, которые определяют содержание права обязанностей субъектов, осуществляющих это производство. В процессе производства по делам об административных проступках реализуются материальные нормы административного права на основе определенного порядка, регулируемого административно-процессуальными нормами.

Производство по делам об административных правонарушениях выступает, таким образом, процессуальной формой реализации административно-юрисдикционных полномочий субъектов и является выражением административной юрисдикции.

Этим определяется его значение в обеспечении охраны порядка, предупреждении правонарушений. Исходя из юридического анализа раздела IV КоАП, следует согласиться с мнением тех авторов, которые к производству по делам об административных правонарушениях относят не только наложение на виновных административных взысканий, но и применение мер административного пресечения, предусмотренных действующим законодательством. Таким образом, производство по делам об административных правонарушениях - это совокупность осуществляемых уполномоченными на то органами (должностными лицами) процессуальных действий, состоящих в рассмотрении дел об административных правонарушениях и наложении на виновных взысканий, а также в применении мер административного пресечения, предусмотренных законом.

Развитие органов государственного управления, процессы происходящие в экономической жизни России потребовали серьезной корректировки законодательство по делам об административных правонарушениях. В Указе Президента России Правительству до конца 1996 года предлагалось завершить разработку Кодекса РФ об административных правонарушениях и Административно-процессуального кодекса РФ. Однако Законодатель выбрал прежний путь. Проект Кодекса РФ об административных правонарушениях снова содержит в себе нормы как материального, так и процессуального права. Это в свою очередь несколько отодвигает назад процесс развития административно-процессуального права. На наш взгляд, административно-процессуальный кодекс, регулирующий производство по делам об административных правонарушениях, был бы первым значительным шагом к созданию административно-процессуального кодекса регулирующего общие вопросы административного процесса в России.

По своим задачам и принципам производство по делам об административных правонарушениях имеет много общего с административным (являясь его специфической разновидностью) и гражданским процессом.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются:

· всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела;

· разрешение его в соответствии с законом;

· обеспечение исполнения вынесенного постановления;

· выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Решение перечисленных задач административного производства в комплексе составляет целую программу работы органов административной юрисдикции, а также органов, обеспечивающих надзор и контроль за их деятельностью.

Производство по делам об административных проступках базируется на принципах, лежащих в основе государственного управления. Вместе с тем к конституционным принципам тесно примыкают принципы, лежащие в основе административных производств (административной юрисдикции). В своей совокупности они образуют систему принципов, на основе которых осуществляется производство по делам об административных правонарушениях. К ним относятся:

· принцип законности означает, что производство по делам об административных проступках осуществляется на основе строгого соблюдения установленных правил. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному взысканию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Это означает, что применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного взыскания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство. Соблюдение требований законодательства при применении мер воздействия за административные проступки обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными законодательством способами;

· принцип презумпции невиновности означает, что лицо, подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Законом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревшего дело. При этом указанное лицо не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

- принцип охраны интересов государства и личности определяется общими задачами законодательства об административных правонарушениях по охране общественного строя РФ, собственности, социально-экономических, политических и личных свобод граждан, а также прав и законных предприятий, учреждений, организаций, установленного порядка, государственного и общественного порядка. В производстве по делам об административных проступках этот принцип направлен на выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, предупреждению проступков, воспитание граждан в духе строгого соблюдения законов, укрепление законности;

- принцип объективной истины означает всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела об административном правонарушении, разрешение его в точном соответствии с законодательством. В каждом конкретном случае рассмотрения дела об административном проступке и наложения административного взыскания, уполномоченные на то органы (должностные лица) обязаны основывать свои выводы на фактах реальной действительности. При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

- принцип национального языка указывает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство. Указанные принцип определяется многонациональным составом населения России и конституционным закреплением равноправия национальностей во всех областях хозяйственной, социально-культурной и административно-политической жизни;

- принцип состязательности сторон в производстве по делам об административных проступках выражается, с одной стороны, в праве лица, привлекаемого к административной ответственности, знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать постановление по делу, с другой стороны - в обязанности органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных проступках, принимать к рассмотрению и разрешению заявления, ходатайства и поданные жалобы. При этом данный принцип исходит из необходимости оказания соответствующей правовой помощи стороне (конституционный принцип), которая в том нуждается, и в то же время предполагает обязанность соответствующего органа следить за тем, чтобы стороны надлежащим образом использовали предоставленные им права и возложенные на них обязанности в целях защиты охраняемых законом интересов;

- принцип публичности и гласности выражается в том, что в производстве по делам об административных проступках принимают участие представители общественных организаций, которые в установленных законом случаях и порядке вправе составлять протокол об административных правонарушениях. Граждане могут быть свидетелями по делу об административном правонарушении. Дела об административных проступках рассматриваются открыто и в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие лица дело может быть рассмотрено лишь в случае, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела;

- принцип быстроты и оперативности в рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях определяется динамичным характером управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется производство по делам об административных проступках. Так, например, для усиления борьбы с мелким хулиганством установлены более короткие сроки рассмотрения и разрешения дела, конечно, при условии соблюдения предусмотренных законом гарантий прав граждан.

Таким образом, последовательная и неуклонная реализация данных принципов в производстве по делам об административных проступках, является необходимым условием его эффективности, способствует успешному решению задач предупреждения правонарушений и укрепления законности.

Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, других федеральных арбитражных судах, военных судах, а также делопроизводство в правоохранительных органах Российской Федерации ведется на государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится соответствующий суд. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации, а также делопроизводство в правоохранительных органах субъектов Российской Федерации ведется на государственном языке Российской Федерации или на государственном языке республики, на территории которой находится соответствующий суд или правоохранительный орган.

Участники производства по делам об административных правонарушениях.

С одной стороны в деле участвуют компетентные органы и должностные лица, которые в соответствии с Законом правомочны составлять правовые документы (протоколы), применять меры пресечения и обеспечения производства, рассматривать дела об административных правонарушениях, исполнять постановление по делу. Эту категорию лиц, мы рассматриваем более подробно в других параграфах пособия. Поэтому здесь мы рассмотрим другие категории участников производства по делам об административных правонарушениях.

Лица, имеющие личный интерес в деле:

1.Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу. Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.

(Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Указанное лицо вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.)

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела указанного лица.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина, либо лица без гражданства, присутствие такого лица является обязательным.

2. Потерпевший. Потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Потерпевший может быть опрошен в качестве свидетеля.

3. Законные представители физического лица. Защиту прав и законных интересов физического лица, привлекаемого к ответственности, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

(Законные представители юридического лица. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.)

Лица, способствующие производству:

1. Адвокат. Для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности, в рассмотрении дела об административном правонарушении может участвовать адвокат.

Адвокат, участвующий в рассмотрении дела об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела; заявлять ходатайства; по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на постановление по делу.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией.

(Защитник и представитель. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может быть приглашен для участия защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему представитель.

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. имеющее высшее юридическое образование.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП)

2. Свидетель. В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

Свидетель обязан явить по вызову суда, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

Свидетель имеет право:

а) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;

б) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

в) пользоваться бесплатной помощью переводчика;

г) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

В случае опроса несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.

(Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей явиться по вызову суда, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний, свидетель несет административную ответственность, предусмотренную КоАП.)

3. Понятые. В случаях, предусмотренных КоАП, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятых могут быть привлечены любые не заинтересованные в исходе дела совершеннолетние лица. Число понятых должно быть не менее двух.

Присутствие понятых обязательно в случаях, предусматривающих наличие понятых при производстве процессуальных действий. Понятые удостоверяют в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе.

Понятые вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятых подлежат занесению в протокол. При необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля.

4. Специалист. В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

(Специалист обязан

1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

2) участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

3) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений.

Специалист имеет право:

1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;

2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, заливать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

3) делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол.

За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных Законом, специалист несет соответствующую административную ответственность).

5. Эксперт. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Эксперт обязан:

1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушений;

2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемы объяснения в связи с содержанием заключения.

Эксперт вправе отказаться отдачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения. Эксперт имеет право:

1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дани заключения;

2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

3) указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

(За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных Законом, эксперт несет административную ответственность.)

6. Переводчик. В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

Переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Переводчик обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью.

(Переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных Законом, переводчик несет административную ответственность).

Труд специалиста, эксперта и переводчика оплачивается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве специалиста, эксперта и переводчика не допускаются лица, которые состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которого находится данное дело. Или эти лица ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно, если имеются основания считать их лично, прямо или косвенно, заинтересованными в исходе данного дела.

Особый участник производства:

Прокурор. Прокурор в пределах своих полномочий имеет право:

1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;

3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

При наличии предусмотренных Законом обстоятельств, исключающих возможность участия лица в качестве защитника, представителя, специалиста, эксперта или переводчика в производстве по делу об административном правонарушении, указанные лица подлежат отводу.

Заявление о самоотводе или об отводе подается судье, органу, должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении.

Рассмотрев заявление о самоотводе или об отводе, судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, выносят определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

Потерпевшему, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому возмещаются в установленном Правительством Российской Федерации порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: