Нормативное регулирование третейского судопроизводства в Российской Федерации

Согласно ст. 11 ГК защиту нарушенных или оспоренных граждан­ских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды.

Третейские суды, являясь альтернативой государственным юрис-дикционным органам, призваны разрешать споры из гражданских пра­воотношений и в данном качестве хорошо известны в нашей стране на протяжении веков. Еще в Договорной грамоте великого князя Дмит­рия Донского с серпуховским князем Владимиром Храбрым, датируе­мой 1362 г., предусматривалась возможность разрешения спорных пра­воотношений в третейском суде.

Впервые законодательное закрепление институт третейского судо­производства получил в Соборном Уложении 1649 г., в текст которого было включено Уложение XV.5 «О третейском суду».

Поиски эффективного негосударственного механизма разрешения гражданско-правовых споров продолжали активно вестись в нашей стране в XVII—XVIII вв., на рубеже которых было принято около два­дцати нормативных актов, в той или иной мере регулирующих проце­дуру третейского судопроизводства. В обоснование необходимости по­добного института в 1803 г. в докладе Александру I автор «Устава Тре-

тейского совестного суда» Г. Державин отмечал, что «польза от учреж­дения суда сего весьма важна и ощутительна»1.

Официальная история третейских судов в России начинается с 15 апреля 1831 г. с утверждения Николаем I Положения «О третейском суде Российской Империи», которое впоследствии вводилось в Свод законов Российской империи 1833,1842 и 1857 гг. С принятием Устава гражданского судопроизводства 1864 г. в него была включена специ­альная глава «О третейском суде», нормы которой детально регулиро­вали третейское судопроизводство.

С первых дней существования советской власти институту третей­ского судопроизводства также уделялось должное внимание. В Декре­те СНК РСФСР от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде»2 содержалось указа­ние о возможности «по всем спорным гражданским, а также частноуго-ловным делам» обращаться в третейский суд, порядок деятельности которого определялся Декретом ВЦИК от 16 февраля 1918 г.3 Особое развитие данная форма защиты гражданских прав получила в период нэпа у предпринимателей, заинтересованных в быстром, профессио­нальном и конфиденциальном разрешении их споров по коммерче­ским операциям.

В ГПК РСФСР 1923 г. содержалась специальная гл. XXII, посвящен­ная третейским записям и решениям. В приложение № 1 к этой главе Ко­декса было включено Положение о третейском суде4.

В 1930 г. была образована Морская арбитражная комиссия5, а в 1932 г. — Внешнеторговая арбитражная комиссия6, являвшиеся спе­циализированными третейскими судами, призванными разрешать в рамках компетенции внешнеэкономические споры.

С принятием в 1964 г. ГПК РСФСР в него в качестве приложе­ния № 3 было включено Положение о третейском суде, регулировав-|шее порядок разрешения споров между физическими лицами в тре-рейском суде, создаваемом для рассмотрения конкретного дела |(ad hoc).

В ходе экономических и политических реформ, проводившихся в (российской Федерации в конце 90-х гг. XX в., возникла необходимость

1 Державин Г. Доклад Его Императорскому Величеству (с приложениями). СПб., 1803. С. 5-6.

2 СУ РСФСР. 1917. № 4. Ст. 50.

3 СУ РСФСР. 1918. № 28. Ст. 366.

4 СЗ РСФСР. 192/1 № 78. Ст. 783. ' СЗ СССР. 1930. № 60. Ст. 637.

6 СЗ СССР. 1932. № 48. Ст. 281.

Глава 31. Третейское судопроизводство

в более детальном регулировании третейского судопроизводства. Ре­зультатом этого стало утверждение постановлением Верховного Сове­та Российской Федерации от 24 июня 1992 г. Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров1, нормы кото­рого регулировали порядок разрешения в третейских судах (как ad hoc, так и постоянно действующих) споров из внутрироссийских граждан­ских правоотношений между юридическими лицами. Процедура раз­решения гражданско-правовых споров из международных правоотно­шений закреплялась в Законе РФ от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже»2.

Однако указанные три нормативных акта содержали ряд пробелов и противоречий, что сдерживало развитие отечественных третейских судов и создавало трудности в их практической деятельности.

Процесс развития института третейского судопроизводства актив­но продолжается и в наши дни. Об этом свидетельствует планомерное развитие законодательства, регулирующего их правоохранительную деятельность, и как закономерное следствие - рост численности тре­тейских судов и количества рассматриваемых ими дел.

В настоящее время третейское судопроизводство в нашей стране регулируется двумя специальными нормативными актами: Законом 1993 г. и Федеральным законом «О третейских судах в Российской Фе­дерации»3. Разграничение сферы действия указанных нормативных актов проводится по следующему критерию: деятельность междуна­родных третейских судов (арбитражей) регламентируется Законом 1993 г., а «внутренних» третейских судов — Законом 2002 г.

Наряду с названными специальными законами ряд аспектов дея­тельности третейских судов в РФ закреплен в нормах ГПК и АПК. Кроме того, возможность разрешения отдельных категорий споров в третейских судах предусматривается многочисленными материально-правовыми нормативными актами4.

1 ВВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1790.

2 ВВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1240 (далее - Закон 1993 г.). ! Далее - Закон 2002 г.

4 См., например: ст. 64 и 129 Водного кодекса РФ; ст. 281,342,352,393 и др. Кодекса торгового мореплавания РФ; ст. 17 Федерально: о закона от 23 февраля 1995г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»; ст. 49 Закона РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах»; ст. 35 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; ст. 31 Патентного закона Российской Федерации 1992 г.; ст 25 Федерального закона от 16 июля 1998 г. 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и др

§ 2. Общее представление о третейском судопроизводстве

§ 2. Общее представление о третейском судопроизводстве

В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации могут образовываться третейские суды двух видов: посто­янно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора — ad hoc. Если первые из них образуются организа­циями — юридическими лицами, то третейские суды ad hoc создаются самими сторонами спорного правоотношения.

Постоянно действующие третейские суды в своей деятельности, на­ряду с федеральным законодательством, руководствуются внутренни­ми правилами (уставами, регламентами, положениями), утвержденны­ми организацией-учредителем, нормами которых регулируют третей-N ское судопроизводство. Фактически эти правила заменяют третейским судам нормы федерального процессуального законодательства и в со­вокупности с Законом 2002 г. являются для них приоритетными при правоохранительной деятельности.

Предпосылкой для обращения в третейский суд является заклю­ченное сторонами правоотношения соглашение о третейском суде (ст. 5 Закона 2002 г.), которое бывает двух видов: третейская оговорка (включаемая непосредственно в текст иного документа — договора, контракта и т.п.) и третейское соглашение (представляющее самостоя­тельный документ). Соглашения о третейском суде не могут быть ан­нулированы в одностороннем порядке. В соглашении о третейском суде, составляемом в простой письменной форме, наряду с прочими не­обходимыми реквизитами (наименование и адреса сторон, предмет спора, дата и место составления и т.п.) должно быть указано официаль­ное наименование третейского суда, в котором стороны собираются разрешить спорное правоотношение. Данное требование обусловлено тем, что, во-первых, во многих субъектах Федерации существуют де­сятки третейских судов и, во-вторых, у каждого из них свои правила, эторые могут существенно различаться.

После заключения соглашения о третейском суде и возникновения эедусмотренного им спора о праве заинтересованная сторона обраща-гся в третейский суд путем подачи искового заявления, которое долж-йо отвечать общим требованиям гражданского процессуального зако­нодательства. Наряду с этим в исковом заявлении отражаются сведе-«ш о наличии заключенного соглашения о третейском суде, и оно при-!агается к исковому заявлению.

При подаче искового заявления истец не уплачивает государствен-|ную пошлину. Им вносится на расчетный счет третейского суда ее ана-

Глава 31. Третейское судопроизводство

лог третейский сбор, размер которого устанавливается каждым тре­тейским судом самостоятельно.

Одной из характерных отличительных особенностей третейских судов от судов общей юрисдикции и арбитражных судов1 является по­рядок формирования состава третейского суда для разрешения спора. В соответствии с нормами гл. III Закона 2002 г. стороны сами выбира­ют третейских судей. Истец и ответчик могут выбрать по обоюдной до­говоренности кандидатуру одного третейского судьи (обязательно с высшим юридическим образованием) и в таком случае дальнейшее рассмотрение дела проводится единолично третейским судьей. Если подобной договоренности сторонам достичь не удалось, то каждая из них избирает равное количество третейских судей (имеющих любое образование), которые избирают себе председательствующего (обяза­тельно с высшим юридическим образованием).

Законодательство содержит ряд требований и ограничений к кан­дидатурам третейских судей (ст. 8 Закона 2002 г.).

Если сторона (стороны) по каким-либо причинам не осуществляет выбор кандидатуры третейского судьи, либо избранные сторонами третейские судьи не избирают себе председательствующего, за них это вправе сделать председатель постоянно действующего третейского суда, если подобное его право закреплено в правилах. В третейском суде ad hoc в подобной ситуации рассмотрение дела прекращается, и спор впоследствии может быть передан на рассмотрение в суд (ст. 10 Закона 2002 г.).

После того как состав третейского суда сформирован, дело рассмат­ривается в соответствии с требованиями Закона 2002 г. При этом сле­дует учитывать то обстоятельство, что указанный Закон содержит большое число норм и положений диспозитивного характера, которые могут быть изменены как правилами постоянно действующего третей­ского суда, так и по взаимному соглашению сторонами.

В процессе рассмотрения дела третейский суд в первую очередь ре­шает вопрос о наличии или отсутствии у него компетенции на рассмот­рение данного дела. При положительном разрешении вопроса начина­ется непосредственно рассмотрение дела, а при отрицательном — вы­носится определение о прекращении производства по делу (ст. 17 и 38 Закона 2002 г.).

1 Далее вместо понятий «суд общей юрисдикции» и «арбитражный суд» использу­ется общее понятие «суд».

§ 2. Общее представление о третейском судопроизвод

41;

В отличие от гражданского и арбитражного процессов в третейском судопроизводстве одним из основополагающих начал является прин­цип конфиденциальности (ст. 18 Закона 2002 г. означающий, что тре­тейский судья не вправе разглашать сведения и не может быть допро­шен об обстоятельствах рассмотренного дела (ст. 22 Закона 2002 г.). Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 27 Закона 2002 г. рассмотрение дела проходит в закрытом судебном заседании. Отступления от этих правил допускаются исключительно при наличии обоюдного согласия сторон.

В процессе рассмотрения дела сторона рассматриваемого дела вправе обратиться в суд с заявлением о принятии принудительных обеспечительных мер. Данное заявление подается в суд по месту тре­тейского судопроизводства или по месту нахождения имущества, в от­ношении которого могут быть приняты обеспечительные меры. Рас­смотрение заявления о принятии обеспечительных мер по иску, рассматриваемому третейским судом, проводится в обычном порядке, установленном гражданским и арбитражным процессуальным законо­дательством (ст. 25 Закона 2002 г.).

В остальном процедура рассмотрения дела в третейском суде ана­логична рассмотрению дела в суде первой инстанции и завершается принятием решения, которое, в отличие от судебных решений, по об­щим правилам третейского судопроизводства окончательно и обжа­лованию не подлежит. Однако, несмотря на то, что третейские суды — негосударственные юрисдикционные органы, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве» на их решения наряду с решениями иных юрисдикционных органов мо­гут быть выданы исполнительные листы, подлежащие принудитель­ному исполнению. В этой связи действующее законодательство пре­дусматривает опосредованный судебный контроль за третейскими су­дами (см. § 3 и 4 данной главы). Однако следует учитывать, что суды не вправе контролировать всю деятельность третейских судов или пе­ресматривать по существу принимаемые ими решения. В сферу их компетенции в данном случае входит лишь проверка соблюдения тре­тейским судом порядка совершения отдельных действий процессу­ального характера, перечень которых императивно установлен зако­нодательством.

Глава 31 Третейское судопроизводство


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: