Е. М. Мартынова

(Орел, lm1973@mail.ru)

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ

И КОММУНИКАТИВНЫЕ АНОМАЛИИ

Проблема понимания того, что скрывается за теми или иными динамическими невербальными проявлениями человеческого поведения привлекает внимание немалого количества исследователей.

На основе полисенсорной природы невербальной коммуникации выделяют различные ее виды: акустическую, оптическую, тактильно-кинестезическую и ольфакторную [Лабунская 1986: 33].

Помимо позитивной информации, невербальные каналы коммуникации могут передавать агрессивные намерения участников общения. Оптико-кинетическая система невербального поведения может характеризовать интенции говорящего как агрессивные с помощью соответствующей мимики, резких, быстрых жестов, гневного, пронзительного, продолжительного взгляда, а примером тактильно-кинестезического насилия, помимо открытой физической агрессии, может служить фамильярное похлопывание по плечу. С точки зрения проксемики, агрессивным следует считать сокращение благоприятной для собеседника дистанции общения, «нависание» над слушающим и т. д. Что касается ольфакторной системы, то некоторые естественные или искусственные запахи могут рассматриваться конкретным индивидом как агрессивные, что может отрицательно сказаться на ходе коммуникации.

Все виды невербальной коммуникации имеют огромное значение для понимания коммуникативного поведения собеседника, его скрытых интенций, но наиболее близка к вербальному взаимодействию акустическая система.

Об агрессии, передаваемой по акустическому каналу, могут свидетельствовать такие просодические элементы, как темп воспроизведения высказывания (быстрый, замедленный), модуляция высоты голоса (резкая), громкость голоса говорящего (высокая), неравномерный, прерывистый ритм, напряженность, интонация и т. д. Экстралингвистические элементы акустической системы передачи информации также могут отражать агрессивные интенции говорящего. Под экстралингвистическими элементами понимают характерные, специфические звуки, возникающие при общении: смех, плач, стон, шепот, вздохи; разделительные звуки (кашель); нулевые звуки (паузы); звуковые «назализации» («хм», «э-э») и т. д.

Суммируя все сказанное выше, можно согласиться с утверждением, что «произнесенное слово никогда не является нейтральным» [Куницына, Казаринова, Погольша, 2002: 79].

Помимо агрессии, невербальные средства могут отражать появление в коммуникации коммуникативных аномалий: коммуникативного конфликта, дискомфорта, коммуникативных неудач.

Среди факторов возникновения коммуникативных аномалий (коммуникативных сбоев) в невербальной сфере можно назвать факторы, характеризующие психофизические особенности коммуникантов, и факторы, относящиеся непосредственно к оформлению речевого высказывания.

Иллюстрацией первого вида может стать пример (1), в котором Анна испытывает коммуникативный дискомфорт, источником которого является не вербальное сообщение или противоречие между вербальными и невербальными составляющими коммуникации, а индивидуальные особенности голоса мужа, его интонации.

(1) Анна слушала его тонкий, ровный голос, не пропуская ни одного слова, и каждое слово его казалось ей фальшиво и болью резало ухо.

Когда началась четырехверстная скачка с препятствиями, она нагнулась вперед и, не спуская глаз, смотрела на подходившего к лошади и садившегося Вронского и в то же время слышала этот отвратительный, неумолкающий голос мужа. Она мучалась страхом за Вронского, но еще более мучалась неумолкавшим, ей казалось, звуком тонкого голоса мужа с знакомыми интонациями [Толстой 1981: 230].

Пример (2) напротив иллюстрирует ситуацию, в которой расхождение между тем, что говорится, и тем, как это говорится, приводит к коммуникативной неудаче.

(2) Сережа внимательно посмотрел на учителя, на его редкую бородку, на очки, которые спустились ниже зарубки, бывшей на носу, и задумался так, что уже ничего не слыхал из того, что ему объяснял учитель. Он понимал, что учитель не думает того, что говорит, он это чувствовал по тону, которым это было сказано. «Но для чего они все сговорились это говорить всё одним манером, всё самое скучное и ненужное? Зачем он отталкивает меня от себя, за что он не любит меня?» – спрашивал он себя с грустью и не мог придумать ответа [Толстой 1982: 102].

Понимание несовпадения информации, передаваемой вербальным путем, и данных, полученных по невербальному каналу, зачастую происходит на интуитивном уровне, на основе многолетнего опыта общения с людьми различных кругов. Нам представляется, что пониманию такого рода невозможно научить искусственными методами, классифицируя вероятные показатели расхождения данных. Только длительное взаимодействие способствует наиболее точному раскрытию коммуникативных и практических целей собеседников и глубокому пониманию выбора той или иной коммуникативной стратегии. Кроме того, необходимо помнить об индивидуальных психофизических особенностях коммуникантов и не путать их с проявлением противоречия между двумя взаимодополняющими системами коммуникативной интеракции.

Литература

Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). – Ростов-н/Д.: изд-во Ростов. ун-та, 1986.

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.

Толстой Л.Н. Собрание сочинений. В 22-х томах. Т. 8. – М.: Художественная литература, 1981.

Толстой Л.Н. Собрание сочинений. В 22-х томах. Т. 9. – М.: Художественная литература, 1982.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: