О б о б щ е н и е | Означает поиск более общего, родового понятия, подчиняющего данное (например, гвоздика – цветок). |
О г р а н и ч е н и е | Означает поиск более частного, видового понятия, подчиненного исходному (например, гвоздика – розовая гвоздика). |
О п р е д е л е н и е | Предполагает выделение родового понятия, в которое включается данное понятие, а также поиск видовых признаков (таких качеств, которыми обладают все объекты, называемые данным понятием, и не обладают другие объекты, входящие в родовое понятие). Родовые и видовые признаки называют существенными. |
У с т а н о в л е н и е отношений между понятиями | Понятия могут находиться в разных отношениях друг с другом. Наиболее часто встречаются: род – вид, вид – вид, часть – целое, причина – следствие, последовательность, функциональные отношения, противоположность. |
П о д в е д е н и е под понятие | Означает отнесение объекта к тому или иному понятию при условии, что он обладает всей системой необходимых и достаточных признаков (верно для конъюнктивных понятий). Для дизъюнктивных понятий при отнесении предмета к данному классу предметов достаточно наличия лишь одного из указанных признаков. |
Часть 4. Развивающие задачи урока
|
|
Узловые вопросы
1.Виды развивающих задач.
2. Приемы определения степени решения поставленных задач урока.
Ключевые понятия
Развивающая задача – задача, которую ставит учитель по переводу учеников с одного уровня усвоения знаний, умений, навыков на другой; по анализу не только результатов, но и способов деятельности; по учету не только достижений, но и затруднений учеников, а также по формированию их собственной активности и инициативы в учебной деятельности.
Виды развивающих задач