Систематизация множества утверждений позволяет выделить в качестве исходных положений следующие аксиомы:
1. Нравственно-правовая культура – созданная человеком совокупность основной части социальных норм, нацеленных на упорядочение, совершенствование общественной, личной жизнедеятельности человека и созидание человеческих взаимоотношений.
2. Нравственное и правовое воспитание человека органически взаимосвязаны, это единый процесс.
3. Цель воспитания нравственно-правовой культуры – формирование у студентов системы социальных отношений: к обществу, органам государственной власти, правопорядка и т.д.
Содержание социально ориентированных качеств:
- гражданственность, которая проявляется в личной причастности ко всему, что происходит в обществе, стране и мире;
- нравственность, сердцевиной которой является нравственное чувство, переживания, совесть;
- чувство гражданского долга, которое в современных условиях приобретает первостепенное значение;
- дисциплинированность, которая проявляется в поступках, действиях человека и отражает сознательное выполнение общественных норм и правил поведения;
- самоорганизованность, которая проявляется в умении организовать самого себя к деятельности;
- жизненная позиция – это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающую ее субъективное отношение к обществу. Она имеет практическую направленность, проявляется в реальном поведении человека. Жизненная позиция может быть активной и пассивной. Активная позиция предполагает неравнодушное отношение к действительности, постоянное стремление ее изменить. При пассивной позиций человек воспринимает готовые взгляды, ценности, образцы поведения, не пытаясь их анализировать, выбирает «линию наименьшего сопротивления», следования по привычным накатанным дорогам жизни. Она связана с отказом от инициативы и каких-либо усилий, направленных на изменение окружающей среды.
Опора на выше выявленные аксиоматические положения позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Философской, юридической, психолого-педагогической литературе прослеживается две точки зрения на феномен – нравственно-правовая культура. В соответствии с первой точкой зрения нравственность и право рассматриваются вне взаимосвязи, согласно второй – нравственность и право тесно взаимосвязаны. Мы солидарны с последним мнением. Нравственно-правовая культура нами понимается как созданная человеком совокупность основной части социальных норм, нацеленных на упорядочение, совершенствование общественной, личной жизнедеятельности человека и созидание человеческих взаимоотношений.
2. Нравственно-правовая культура человека, являясь социальным явлением, может полноценно развиваться только в социально ориентированном учебно-воспитательном процессе.
3. Реализация цели, задач и содержания нравственно-правовой культуры требует выявления в целостном учебно-воспитательном процессе дисбалансирующих форм деятельности, нацеленных на развитие нравственно-правового потенциала школьника.