В.П. Сальников

Систематизация множества утверждений позволяет выделить в качестве исходных положений следующие аксиомы:

1. Нравственно-правовая культура – созданная человеком совокупность основной части социальных норм, нацеленных на упорядочение, совершенствование общественной, личной жизнедеятельности человека и созидание человеческих взаимоотношений.

2. Нравственное и правовое воспитание человека органически взаимосвязаны, это единый процесс.

3. Цель воспитания нравственно-правовой культуры – формирование у студентов системы социальных отношений: к обществу, органам государственной власти, правопорядка и т.д.

Содержание социально ориентированных качеств:

- гражданственность, которая проявляется в личной причастности ко всему, что происходит в обществе, стране и мире;

- нравственность, сердцевиной которой является нравственное чувство, переживания, совесть;

- чувство гражданского долга, которое в современных условиях приобретает первостепенное значение;

- дисциплинированность, которая проявляется в поступках, действиях человека и отражает сознательное выполнение общественных норм и правил поведения;

- самоорганизованность, которая проявляется в умении организовать самого себя к деятельности;

- жизненная позиция – это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающую ее субъективное отношение к обществу. Она имеет практическую направленность, проявляется в реальном поведении человека. Жизненная позиция может быть активной и пассивной. Активная позиция предполагает неравнодушное отношение к действительности, постоянное стремление ее изменить. При пассивной позиций человек воспринимает готовые взгляды, ценности, образцы поведения, не пытаясь их анализировать, выбирает «линию наименьшего сопротивления», следования по привычным накатанным дорогам жизни. Она связана с отказом от инициативы и каких-либо усилий, направленных на изменение окружающей среды.

Опора на выше выявленные аксиоматические положения позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Философской, юридической, психолого-педагогической литературе прослеживается две точки зрения на феномен – нравственно-правовая культура. В соответствии с первой точкой зрения нравственность и право рассматриваются вне взаимосвязи, согласно второй – нравственность и право тесно взаимосвязаны. Мы солидарны с последним мнением. Нравственно-правовая культура нами понимается как созданная человеком совокупность основной части социальных норм, нацеленных на упорядочение, совершенствование общественной, личной жизнедеятельности человека и созидание человеческих взаимоотношений.

2. Нравственно-правовая культура человека, являясь социальным явлением, может полноценно развиваться только в социально ориентированном учебно-воспитательном процессе.

3. Реализация цели, задач и содержания нравственно-правовой культуры требует выявления в целостном учебно-воспитательном процессе дисбалансирующих форм деятельности, нацеленных на развитие нравственно-правового потенциала школьника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: