Максима одобрения есть максима позитивности в оценке других.
Разумеется, и речи не может быть о том, чтобы давать отрицательные оценки коммуникативным действиям собеседника: принцип вежливости вообще (а также принцип кооперации, см. выше) запрещает собеседникам «переходить на личности», во всяком случае напрямую негативно характеризовать особенности речевого поведения партнера (в другой связи об этом уже говорилось выше).
Максима одобрения предполагает, что позитивность как принцип оценки должен, скорее, лежать в основе мировосприятия говорящего. Конечно, это не означает, что коммуникантам следует награждать комплиментами всех и каждого и ни в коем случае не по-' зволять себе какой-либо критики. Такой подход к максиме одобрения был бы слишком радикальным.
Справедливо считается, что успешность коммуникативного акта во многом зависит от атмосферы, в которой он развертывается. Атмосфера же эта определяется не только позициями собеседников по отношению друг к другу, но и позицией каждого из них по отношению к миру, а также тем, совпадают ли эти позиции. Таким образом, речевая ситуация может осложняться тем, что «тонусы» собеседников будут сильно различаться, а это, в свою очередь, потре-
бует совершенно специальных тактик. Подобная ситуация хорошо охарактеризована в известном детском стихотворении:
Шел унылый, уныло вздыхая, и уныло качал головой. А веселый, напевая, рядом шел по мостовой.
Понятно, что хороших коммуникативных перспектив такой союз отнюдь не сулит. Видимо, речевое взаимодействие в подобном случае как раз и должно быть осложнено по линии интересующей нас максимы.
Несовпадения с собеседником в направлении оценки мира (позитивно или негативно) очень сильно влияет на возможность реализации собственной коммуникативной стратегии. Происходит это прежде всего потому, что слишком много времени (гораздо больше, чем предполагает речевая ситуация) уходит на построение метатекста, т. е. на всякого рода «выяснения отношений» с собеседником: возражения, аргументы и контраргументы, упорядочивание точек зрения и прочее. В результате коммуникативный акт вполне может состояться как обмен метатекстовой информацией, но от самого текста мало что останется.
При одинаковом направлении оценки мира, когда между собеседниками как бы состоялся молчаливый договор (главная тема которого не судите, да не судимы будете), времени на «уравновешивание друг друга» в составе речевой ситуации уже не тратится. В сущности, бессмысленные инвективы в адрес отсутствующих мнений просто не произносятся и партнеры по речевому акту, работая позитивными программами, гораздо быстрее достигают результата, причем результат чаще всего бывает успешным. Множество «мелких вещей» остается за пределами коммуникативного акта — собеседники их даже не касаются. Идет интенсивная
«наработка» непосредственно на предмет взаимодействия, на обмен собственными мнениями (при том, что мнения друг друга тоже подлежат позитивной оценке).
Надо сказать, что сыграть ситуацию взаимопонимания практически невозможно. И даже если собеседники настолько воспитанны, что не позволяют себе негативных характеристик в адрес речевых действий друг друга, но тем не менее отнюдь не имеют позитивного настроя, а напротив, находятся в состоянии внутреннего конфликта друг с другом,— говорить о контакте не приходится. «Сила противоречия» настолько действенна, что обсуждение предмета — независимо от коммуникативной цели — может происходить лишь на самом поверхностном уровне, поскольку отсутствие внутреннего контакта провоцирует стремление к завершению речевой ситуации также и внешне.
Итак, максима позитивного настроя «Не осуждай других» есть максима, обеспечивающая коммуникативному процессу благоприятные условия, то есть отвечающая за создание необременительного речевого фона. Однако рассматривать эту максиму как вспомогательную все же не стоило бы. Поскольку, кроме всего прочего, существует еще такое понятие, как речевая репутация.
Речевая репутация может быть одним из предварительных условий для большой группы коммуникативных актов, но в ряде случаев может складываться и непосредственно в ходе речевого взаимодействия. Очевидно одно — коммуниканты в процессе общения постоянно фиксируют особенности речевой манеры друг друга, как бы занося свои наблюдения либо в «список благодеяний», либо в «список злодеяний».
Подсознательное сопоставление этих списков (осуществляемое на фоне коммуникативного опыта каждого из коммуникантов) и формирует представление о речевой репутации партнера. Это представление складывается из наблюдений за речевыми действиями
партнера и во многом определяет «проведение в жизнь» собственной коммуникативной стратегии. Излишне говорить, что «плохая» речевая репутация разрушает контакт.