Глава 2. Особенности отдельных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на примере Кунгурского района)

Семейным законодательством Российской Федерации предусмотрены несколько форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это усыновление, опека (попечительство), приемная семья, устройство в государственные учреждения. Этот список не полный, так как законодатель дает возможность регионам по своему усмотрению и в силу своих возможностей, опыта и профессионализма, развивать иные формы устройства детей и способы решения проблемы сиротства.

В социальной международной практике известным и другие формы устройства, которые можно классифицировать следующим образом:

1. Семейные формы устройства детей

- усыновление (удочерение)

- опека (попечительство)

2. Государственно-общественные формы устройства детей

- семейный детский дом (приемная семья)

- детские деревни SOS

- приемная семья

- патронатная семья

3. Государственные формы устройства детей

- дом ребенка

- детский дом

- школа-интернат

- приют

- центры временного содержания детей.

Семейные формы устройства детей являются наиболее приоритетными, так как дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации.

Усыновление (удочерение) – это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом или матерью. Это лучшая для ребенка-сироты форма его устройства. Важным обстоятельством, для воспитания и развития является то, что в случае усыновления (удочерения) ребенок обретает именно семью, а не какую-либо ее замену. Семья усыновителей (удочерителей) является новой юридической и фактической семьей ребенка, в которой он обретает статус родного ребенка. Ребенок может получить фамилию усыновителей (удочерителей), и даже новое имя. Все права и обязанности усыновленного (удочеренного) ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей. Процедура усыновления (удочерения) регулируется Семейным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации № 275 от 29.03.2000г. «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля, за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правилом постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства».

Усыновление российских детей иностранными гражданами допускается в случаях, если не представилось возможности передать их на усыновление родственникам или другим российским гражданам. Для реализации этого принципа были созданы региональные банки и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Для этих целей Министерством образования Российской Федерации разработан Интернет-проект «Усыновление в России».

В Пермском крае начал работу сайт https://usinovitedetei.ru в рамках проекта «Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи» (руководитель - начальник отдела по опеке и попечительству несовершеннолетних управления по делам семейной и детской политике Минсоцразвития Пермского края Кель Т.Г.), целью которого является увеличение количества усыновленных детей российскими гражданами и возвращенных в кровные семьи, сокращение количества детей, состоящих в региональном банке данных, не имеющих правового статуса до 13% (от количества детей в возрасте до 7 лет, состоящих на учете) путем внедрения автоматической системы контроля за своевременностью установления правового статуса детей-сирот, подлежащих устройству. В 2013 году устроено в семьи 384 ребенка, из которых усыновлено 194, возвращено в кровные — 65 детей[5]. А также работает сайт https://virtualparents.perm.ru, особенностью которого является создание системы поддержки детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья.

В сравнении с другими субъектами, имеющими наибольшее количество ежегодно устроенных в семейные формы, такими как Москва (1610 чел.), Московская (2117), Кемеровская область (2104), Красноярский (1989), Краснодарский край (1771) – Пермский край по-прежнему остается на первом месте[6]. В 2013 году Пермский край вновь лидировал по числу усыновленных детей. За 2013 год всего устроено в семьи 4 859 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Причем две трети родителей – жители Пермского края и других регионах России. 94% осиротевших ребятишек, чьи родители лишены родительских прав обрели родителей, устроены в приемные семьи или находятся под опекой. Это один из лучших показателей в стране. В среднем по России он составляет около 80 процентов.

По городу Кунгуру и Кунгурскому муниципальному району за 2012 год под опеку было устроено 492 детей-сирот, в 2013 году – 456 детей.

Опека и попечительство – это форма устройства детей–сирот, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для поддержки их прав и интересов; лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Опекунская семья предполагает родственные связи (прямые или косвенные) ребенка с опекуном. Под опеку обычно отдаются дети, имеющие прямых родственников со стороны одного из родителей. Опеку принимают бабушки, дедушки, реже – дяди и тети детей. Определяют опекуна органы опеки и попечительства. В задачу опекуна входит воспитание и развитие ребенка, защита его прав. Опекун осуществляет контроль за сохранение и использование имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого или недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом.

Данный правовой институт охватывает широкий круг вопросов, связанных и с семейным, и с гражданским законодательством. Опека и попечительство тесно связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные органы - органы опеки и попечительства. Общим также является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.

Однако между опекой и попечительством существуют и определенные различия. Из-за того, что опеку назначают над недееспособными гражданами, опекуны осуществляют от их имени все юридические действия. Попечитель же является лишь помощником своего подопечного.

Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория граждан (статья 121 СК РФ ). К ним относятся дети, родители которых:

· умерли;
· лишены родительских прав;

· ограничены в родительских правах;
· признаны безвестно отсутствующими;
· недееспособны (ограниченно дееспособны);

· отбывают наказание в исправительных колониях;
· обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
· уклоняются от воспитания детей;
· отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

Учитывая возраст наступления дееспособности в гражданском праве, опеку над несовершеннолетним устанавливают до достижения им 14-ти лет, с 14-ти до 18-ти лет над несовершеннолетним устанавливается попечительство.

На подопечных детей распространяются льготы, нормы и преимущества, установленные для воспитанников детских домов.

Детские деревни SOS – это особый тип детского дома с семейным воспитанием. В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии. Первая детская деревня была создана в 1949 году австрийским педагогом Германом Гмайнером. Сегодня детские деревни для детей-сирот функционируют в 120 странах мира.

В основе деятельности детских деревень лежат следующие основные принципы:

1. Мать в детской деревне – глава семьи. Работа в этом качестве одновременно призвание и профессия. На эту роль по конкурсу отбирают одиноких женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным детям. Перед тем, как возглавить семью, мамы-воспитательницы проходят необходимое обучение.

2. В детской деревне воспитываются дети разного возраста, родных братьев и сестер при приеме в детскую деревню никогда не разделяют.

3. Каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Деревня состоит из 12-15 семейных домов. Детская деревня – это не просто комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам-воспитательниц, прежде всего, это общество единомышленников.

4. Руководство нетрадиционным детским учреждением осуществляет директор детской деревни, который со своей семьей живет в деревне, активно помогая каждой семье.

В России первая детская деревня SOS была открыта в пос. Томилино Московской области, в Мурманской области в 2000 году в г.Кандалакша также начала работать детская деревня SOS.

Приемная семья – это одна из разновидностей приемной семьи, новое явление для нашего общества. Как правило, деятельность такой приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной семье, болезнь или отсутствие родителей.

Деятельность временной приемной семьи предполагает пребывание ребенка в ней до решения его дальнейшей судьбы: возвращения в родную семью, направления в детский дом, интернат или другое учреждение. При возвращении ребенка в родную семью, предполагается устранение тех условий, при которых ребенок был изъят из семьи: лечение родителей, реабилитация кризисной семьи. Нахождение ребенка в такой приемной семье может колебаться от одного месяца до нескольких лет в зависимости от степени неблагополучия родной семьи. Кратковременное нахождение ребенка в приемной семье означает необходимость срочной помощи ребенку, в случае кризисной обстановки в родной семье, неожиданной потере родителей и при других обстоятельствах. Длительное нахождение ребенка в приемной семье может быть обусловлено длительным процессом реабилитации родной семьи ребенка или какими-либо другими причинами. Учитывая сложность контингента детей, поступающих во временную приемную семью (социальная защищенность, болезни, физические или психические недостатки), в них должны создаваться особые условия для нормального развития ребенка, комфортная психологическая обстановка, заботливое, внимательное отношение к нему, позволявшие ребенку выйти из стресса, в связи с разлукой с родными или пережитой сложной ситуацией.

Основная цель такой семьи – поддержание контактов с биологическими родителями и возвращение ребенка в родную семью. Если невозможно возвращение ребенка в кровную семью, тогда он находится в приемной до тех пор, пока не состоится решение суда в отношении судьбы ребенка.

Фактически подобная приемная семья выполняет функции «скорой помощи» в случае возникновения в биологической семье каких-либо кризисных условий. В научной литературе внедрение института такой приемной семьи требует, прежде всего, создания нормативно-правовой базы, которая обеспечила бы эффективный механизм выявления и отбора приемных семей, этапов подготовки приемных родителей к их деятельности, их юридических прав и обязанностей.

Основанием для создания приемной семьи и заключения договора является заявление лиц, желающих взять ребенка на воспитание, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. К заявлению прилагаются заключение органов опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями, а также соответствующие документы. В договоре предусматриваются обязанности приемных родителей, в частности: воспитание ребенка, создание необходимых условий для получения ребенком образования, забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечение защиты прав и интересов ребенка и др. Орган опеки и попечительства обязуется ежемесячно перечислять денежные средства на ребенка и другие выплаты, а также обеспечивать жильем, мебелью и другими необходимыми вещами.

В п.2 ст.152 СК РФ предусматриваются основания для досрочного расторжения договора:

1) по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин, например болезни, отсутствия взаимопонимания с ребенком, конфликтных отношений с другими членами семьи и т.д.;

2) по инициативе органов опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка, возвращения ребенка родителям, усыновления ребенка.

По данным на 1 января 2010 года в Приволжском федеральном округе 137 787 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[7]. На сегодняшний день всего в Пермском крае 11884 приемных семьи, в которых воспитываются 15200 детей[8].

Дети находятся на полном государственном обеспечении, родители-воспитатели получают денежное пособие. Работа приемных родителей включается в трудовой стаж. В семейных детских домах создаются условия, приближенные к нормальной семейной жизни. В семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов.

Выплата ежемесячного пособия на содержание детей-сирот ежегодно увеличивается: к 2013 г. в сравнении с 2010 годом выплата выросла на 31% и составляет – 7 тыс. 370 руб. (2010 г. — 5035 руб.,2013 — 7370,52).

За последние 2 года увеличен на 23% базовый размер ежемесячного вознаграждения приемным родителям (с 2 500 руб. до 3 261 руб. за каждого ребенка)[9].

В 2013 году депутатами регионального парламента поддержана законодательная инициатива губернатора края о приведении в соответствие с СанПин норм питания детей-сирот, воспитывающихся под опекой, в приемных семьях, об установлении кратности выплаты единовременного пособия на приобретение оборудования детям, воспитывающимся в приемных семьях более одного года (1 раз в 5 лет); увеличении расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, медикаментов, игры, игрушек, книг (до 10 %) (п. 1.4. РК №1/2012).

В Кунгурском районе Пермского края проживает многодетная семья Окуловых. Хочется немного о ней рассказать.

Сергей и Светлана Окуловы из села Бымок Ленского сельского поселения Кунгурского муниципального района - стали первыми приемными родителями не только в районе, но и в Пермском крае. 10 лет назад Светлана Окулова, мать четверых детей, привезла из Ульяновской области Катю, Ксюшу и Антона Черновых. Вскоре их стало в два раза больше.

Все эти годы по-настоящему родительская любовь и забота помогли встать на ноги восьмерым приемным детям. И десять, далеко непростых, в плане воспитания и характера, ребятишек живут у Окуловых сейчас. В этом детском коллективе когда-то почти на всех висело клеймо «сложный ребенок». И семья Окуловых для многих из них далеко не первая «приемная». И каждое маленькое сердечко уже пережило свою, совсем недетскую трагедию.

- Мы просто живем этим… все хорошо, может, потому, что никого не выделяем, здесь все свои – поясняет Светлана Окулова.

Пример Окуловых заразил село. В Бымке сегодня 13 семей, где живут приемные дети. На 100 дворов это порядочный показатель. С работой в селе негусто, это верно. Местная «социалка» да СПК «Русь». Но верно и то, что воспитание детей – работа круглосуточная и без выходных. И не каждый готов брать в дом чужих детей, даже и если за это платят деньги.

Накануне 8 Марта 2011 года единственным представителем прекрасной половины Пермского края на торжественном приеме у Президента РФ Дмитрия Медведева побывала Светлана Окулова. Всего такой чести удостоились 20 многодетных матерей со всей России.

Задав вопрос об использовании материнского капитала на получение высшего образования молодых родителей, Президент обещал подумать. Практически все участницы встречи получили автомобили. Окуловы в подарок получили микроавтобус «Баргузин». Светлана Викторовна не осталась в долгу. Она подарила главе государства семикилограммового каменного медведя с надписью: «Пермский край Кунгурский муниципальный район»[10].

Патронатная семья – под патронатом понимается специальная форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семье, патронатного родителя при сохранении части обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка у органа опеки и попечительства (уполномоченного органа).

В патронатную семью ребенок может помещаться временно до решения его дальнейшей судьбы: возврат к биологическим родителям, усыновление или опекунство, устройство в учреждение интернатного типа. В таком случае патронатная семья выполняет функцию как бы «скорой помощи», в которую помещаются дети, в срочном порядке изъятые из кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни.

Психологи, педагоги, социальные работники сходятся во мнении, что полный отрыв детей от своих биологических родителей во многих случаях крайне нежелателен. В идее патроната, в отличие от всех остальных, должна быть заложена программа сохранения и поддержания контактов ребенка с его биологическими родителями.

Форму патронатного устройства ребенка в семью можно также использовать для обеспечения социализации и подготовки к самостоятельной семейной жизни через приобретение опыта проживания в семье, усвоение семейных ролей и гендерных моделей поведения в семье. Особенно это актуально для выпускников интернатных учреждений.

Главная цель приемной и патронатной семей – создать благоприятные условия для временного пребывания ребенка.

Задачи же специалистов – психологов, социальных педагогов заключаются в следующем:

- подобрать семью, готовую стать патронатной (через тестирование, собеседование, сбор информации);

- подготовить ее к патронату (через систему обучения);

- провести социальную, педагогическую, психологическую, медицинскую диагностику детей при поступлении в патронатную семью;

- обеспечить условия для реабилитации, адаптации ребенка через его пребывание в патронатной семье;

- обеспечить социальную защиту прав ребенка при его дальнейшем устройстве после ухода из патронатной семьи.

В Прикамье разработано множество методик по работе с детьми – сиротами, их биологическими и приемными родителями, по этой проблеме защищают кандидатские и докторские диссертации, пишут книги. Опыт нашей области перенимают другие регионы, специалистов приглашают в Москву, где они помогают на практике создавать патронатные и приемные семьи.

По данным Министерства социального развития Пермского края к сегодняшнему дню насчитывается около 300 патронатных семей.

Дом ребенка – учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического и психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3 лет, дети с дефектами физического и психического развития до 4 лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Основная деятельность дома ребенка – воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку.

Всего в стране 86 домов ребенка, в которых воспитывается 10,8 тысяч детей.

Детский дом – государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причинах), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднения в их содержании и воспитании.

Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД.

Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам их замещающим, или направлены для поступления в ВУЗы, ПУ, техникумы или на работу. Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе.

Школа-интернат – государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении.

Различают несколько типов интернатов:

- интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии;

- вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находятся в ведении Министерства образования);

- интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты.

В последние годы стали появляться интернаты для одаренных детей, оставшихся без попечения родителей.

Сегодня в России более 152 общеобразовательных школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых обучается и воспитывается около 28,9 тысяч детей; 213 школ-интернатов для детей сирот с недостатками умственного и физического развития, в которых находится около 25,1 тысяч детей-сирот. В указанных учреждениях более 90% детей имеют живых родителей.

Центры временного содержания – форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки. Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий. Чаще всего подобные центры создаются органами социальной защиты населения, а также общественными организациями.

Сегодня в нашей стране около 150 социально-реабилитационных центров, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центров временного пребывания детей-сирот.

Приют – государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями.

Приют – учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также – определение дальнейшей судьбы ребенка.

Вид помощи, оказываемый в приюте, зависит от его типа. Приют общего типа (открытый приют) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультацией, определяется организаторами конкретного приюта.

Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных учреждений.

По статистическим данным научной литературы сегодня в России действует более 400 приютов. Только в рамках президентской программы «Дети России» в стране было открыто около 200 учреждений этого типа.

В городе Кунгуре функционирует ГКУ СОН «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», в котором работает приемное отделение с круглосуточным проживанием (стационар) на 10 койко-мест, служба сопровождения семейно-воспитательных групп (СС СВГ), которая рассчитана на 50 детей. Также к этому Центру относятся территории г.Кунгура, Кунгурского Суксунского, Ординского, Уинского, Кишертского, Березовского районов. В СВГ работают специалисты по социальной работе, психологи, социальные педагоги, приняты 14 воспитателей (17 ставок). На данный момент устроено 30 детей. Существует ряд проблем:

- отсутствие финансирования на медицинское обследование детей, поступивших в приют;

- отсутствие у детей определенного правового статуса.

Основными причинами помещения детей в приют являются, как правило, трудная жизненная ситуация семьи либо дети (ребенок) остается без попечения родителей.


Заключение

Подводя итог и обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что институт устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является гражданско-право­вым институтом. Общие вопросы по устройству данной категории детей, их сопровождение и контроль над соблюдением прав детей урегулированы Семейным кодексом РФ.

Нормы, регулирующие устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные органы. Общей целью всех форм и видов устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является помощь детям в приобретении семьи, родителей, будь то кровные или же приемные, воспитатели. Общим также является их обязанность защищать права своих подопечных.

Опека устанавливается решением главы местного самоуправления над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка, и ответственности за ребенка. Однако органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Опека может быть назначена на определенный срок или без срока. На опекаемого ребенка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого, предоставлении жилья.

Между опекой и попечительством существуют и определенные различия. Из-за того, что опеку назначают над недееспособными гражданами, опекуны осуществляют от их имени все юридические действия. Попечитель же является лишь помощником своего подопечного.

Приемная семья - форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому у "приемного родителя" - воспитателя. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, в связи с отсутствием необходимого для этого у ребенка юридического статуса или не удается найти ему опекунов или усыновителей. Такая семья заменяет пребывание ребенка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создается на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. Срок помещения ребенка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приемных семьях может воспитываться от одного до 8 детей. Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. По отношению к ребенку приемные родители являются ему опекунами.

Патронат - форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому у воспитателя, который является сотрудником Уполномоченной службы по патронату на договоре. Под патронат передаются дети, не имеющие определенного статуса или, если их статус не позволяет передать на опеку или усыновление. Патронат - форма заменяющая временное содержание в приюте и часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению, после получения ребенком соответствующего статуса. Срок помещения ребенка под патронат может быть разным, и зависит от ситуации. Ответственность разделена между патронатным воспитателем, Уполномоченной службой, родителями ребенка и территориальными органами опеки.

Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение) в Уполномоченной службе.

В настоящее время в Пермском крае ужесточен контроль за устройством детей-сирот в семьи. Так, на федеральном уровне принято решение повысить требования к подбору и подготовке приемных родителей. Сейчас они в обязательном порядке проходят психологическое обследование и специальную подготовку перед тем, как берут на воспитание детей. Ранее эту процедуру проходили добровольно. Также определен порядок контроля за условиями проживания детей в приемных семьях.

Подготовка приемных родителей включает в себя обучающий курс на основе специальных педагогических программ по тому, как воспитывать детей и психологическую диагностику семей.

На региональном уровне также приняты важные изменения. Полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей с 1 января 2010 года осуществляется министерством социального развития Пермского края.

Кроме того в крае ведется еженедельный мониторинг по выявлению фактов неблагополучия в замещающих семьях.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: