Учебный год
Лекция 18
В процессе антропогенеза (эволюционно-исторического процесса формирования человека) на нашей планете произошло возникновение высшей формы существования материи — социальной. Появление человека является результатом развития жизни в одной из ее эволюционных ветвей — царстве животных. Биологический вид «Человек разумный» (Homo sapiens) представляет собой уникальную жизненную форму, соединяющую и биологическую, и социальную сущность. Это соединение обусловлено длительным процессом биологической эволюции и исторического развития человечества.
Социальность не противопоставляет людей остальной природе. В живой природе много примеров проявления коллективных форм жизнедеятельности. Вспомним снующих взад и вперед муравьев, летающих около улья пчел, косяки рыб, стаи птиц, волков, обезьян и т. д. Во всех этих случаях множество особей ведет себя как один организм. Вообще, в поведении любого популяционного сообщества, являющегося надорганизменной структурой, обнаруживаются особенности, которых не было на уровне отдельной особи. Являются ли эти надорганизменные формы жизни социальными? Нет! Под социальной формой организации живой материи понимают именно общество людей, отличающихся от животных разумным поведением. Именно социальное поведение сообществ людей отличает социальную форму жизни от инстинктивного поведения популяций в живой природе.
Из социальной сущности людей вытекают закономерности и направления исторического развития человечества. Так, естественный отбор — движущий фактор эволюции живых организмов — утратил свое значение (например, в видообразовании) в развитии человека, уступив ведущую роль социальным факторам. Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов. Первый вид представляет собой биологически целесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в виде генетической информации в ДНК (универсальный для всех живых организмов механизм кодирования, хранения, реализации и передачи из поколения в поколение информации). Благодаря этой информации в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов. Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые создаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и общения в социуме. Данная особенность человека определяется понятием «социальной наследственности», присущей исключительно человеческому обществу.