Оценка емкости рынка Украины

Емкость рынка Украины в целом определяют, как правило, на год для класса продовольственных товаров или товарной линии.

В расчете рекомендуется исходить из предположения, что украинский рынок продовольственных товаров в настоящее время насыщен и, следовательно, емкость рынка численно равна объему продаж.

Прогноз емкости рынка на предстоящий период (год) основывается на сведениях об объемах продаж в предшествующем периоде и оценке различных факторов, способных так или иначе повлиять на рыночный спрос в будущем: экономических, демографических, политических, социальных, научно – технических.

На этом основании емкость рынка Украины (годовой рыночный спрос) можно определить следующим образом:

ЕРб=ОП+И-Э, (1)

где ЕРб- емкость рынка Украины в базовом периоде;

ОП – годовой объем производства;

И- годовой объем импорта;

Э – годовой объем экспорта.

При этом в расчете следует учитывать публикуемые сведения как о легальных, так и о нелегальных объемах производства и импорта.

Если из публикаций известно среднедушевое потребление продукта в Украине в прошедшем году, то

ЕРб= СП*N

где: СП – среднедушевое потребление продукта в год, (статистический норматив)

N – численность население Украины.

Полученные значения емкости рынка в прошедший период являются основанием для прогнозирования рыночного спроса на предстоящий год.

Для этого необходимо устанавливать факторы, которые могут в предстоящем году так или иначе (положительно или отрицательно) повлиять на рыночный спрос. Это могут быть, например, ожидаемые:

уровень доходов населения либо отдельных социальных групп;

намечаемые изменения таможенного или пенсионного законодательства;

прогноз урожайности сельскохозяйственных культур;

внедрение новых материалов и технологий и др.

По каждому из принятых для рассмотрения факторов влияния следует на основе анализа публикуемых сведений либо по результатам собственных маркетинговых исследований установить коэффициенты увеличения (снижения), рыночного спроса.

Рекомендуется учитывать не более трех наиболее значимых факторов влияния.

Тогда емкость рынка в плановом периоде

где ЕРб – емкость рынка Украины в базовом периоде,

КУ- коэффициент увеличения рыночного спроса;

КС – коэффициент снижения рыночного спроса

Пример. Емкость рынка продукта А составляла в прошедшем году 123 тыс. т. по мнению экспертов повышение уровня дохода на 18 % приведет к увеличению спроса на продукт А на 15 % (КУ=0,15), а снижение цены на товар – заменитель вызовет снижение спроса на продукт А на 9% (КС = 0,09).

Тогда емкость рынка продукта А в плановом периоде составит

ЕРп = 123* (1+0,15-0,09)=130 тыс. т

Если известен размер рыночного спроса за ряд предшествующих лет и в предстоящем периоде не ожидается каких – либо кардинальных изменений на рынке данного продукта, то рекомендуется использовать какой – либо из методов экстраполирования. [6, с. 149]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: