Представительство в хозяйственном процессе

Юридические лица ведут свои дела в хозяйственном суде через свои органы, действующие в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также учредительными документами.

Представлять интересы юридического лица в хозяйственном суде вправе его представитель, который в силу законодательства или учредительных документов уполномочен выступать от имени этого юридического лица.

От имени ликвидируемого юридического лица в хозяйственном суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.

Индивидуальный предприниматель и гражданин вправе вести свои дела в хозяйственном суде лично или через представителя. Личное участие в деле индивидуального предпринимателя и гражданина не лишает их права иметь по делу представителя.

В хозяйственном суде дела Республики Беларусь и административно-территориальных единиц Республики Беларусь ведут уполномоченные в установленном законодательством порядке представители государственных органов, органов местного управления и самоуправления и граждане.

Представителем в хозяйственном суде может быть дееспособное физическое лицо, имеющее надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела в хозяйственном суде, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Права и законные интересы граждан, не обладающих полной дееспособностью на момент рассмотрения дела, защищают в хозяйственном процессе их законные представители, которым это право предоставлено законодательными актами. Законные представители могут поручить ведение дела в хозяйственном суде другому назначенному ими представителю.

1. Полномочия представителя и порядок их оформления.

Представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, за исключением:

1) подписания искового заявления и отзыва на исковое заявление;

2) заявления ходатайства о рассмотрении дела коллегиальным составом хозяйственного суда;

3) передачи дела в международный арбитражный (третейский) суд;

4) полного или частичного отказа от исковых требований, уменьшения их размера;

5) изменения предмета или основания иска;

6) признания иска;

7) принятия мер по обеспечению иска и отказа от принятия этих мер;

8) заключения мирового соглашения;

9) передачи своих полномочий другому лицу (передоверие);

10) обжалования судебного постановления;

11) предъявления требования о принудительном исполнении судебного постановления;

12) подписания жалобы, подаваемой в порядке надзора;

13) получения присужденных имущества или денежных средств;

14) участия в примирительной процедуре, заключения соглашения о примирении;

15) подачи ходатайства о рассмотрении дела в порядке искового производства в случае отказа в вынесении определения хозяйственного суда о судебном приказе.

Полномочия представителя на совершение действий, предусмотренных абзацами вторым - шестнадцатым части первой настоящей статьи, должны быть специально предусмотрены в доверенности, выданной представляемым.

Представитель, являющийся иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами.

Оформление полномочий представителя

Представители допускаются хозяйственным судом к участию в деле только при наличии соответствующих полномочий.

Доверенность, выданная представителю, должна быть подписана лицом, правомочным выдавать такие доверенности, и оформлена в соответствии с законодательными актами.

Доверенность, выданная представителю индивидуальным предпринимателем или гражданином, должна быть удостоверена в нотариальном порядке либо:

1) руководителем юридического лица, где работает или учится представляемый;

2) организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, по месту жительства представляемого;

3) учреждением социальной защиты населения;

4) больницей или другим стационарным лечебно-профилактическим учреждением, в котором представляемый находится на излечении;

5) командиром соответствующей воинской части, если доверенность выдается военнослужащим, работникам этой части или членам их семей.

Доверенность, выданная представителю лицом, находящимся в местах лишения свободы, удостоверяется администрацией соответствующего исправительного учреждения.

Полномочия адвоката удостоверяются в порядке, установленном законодательными актами.

Законные представители представляют в хозяйственный суд документы, подтверждающие их право представлять интересы подопечных.


9. Доказательства по делу и средства доказывания.

Доказательствами по делу являются полученные в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами сведения, на основании которых хозяйственный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

К видам доказывания относятся:

1) письменные и вещественные доказательства;

2) звуко- и видеозапись, информация на иных носителях;

3) объяснения лиц, участвующих в деле;

4) заключения специалистов;

5) заключения экспертов;

6) показания свидетелей;

7) заключения государственных органов, органов местного управления и самоуправления.

Сведения, полученные с нарушением порядка, установленного настоящим Кодексом, не являются доказательствами и не имеют юридической силы.

Если стороны, участвовавшие в примирительной процедуре, письменно не договорились об ином, стороны и иные лица, присутствовавшие при проведении примирительной процедуры, не вправе ссылаться в судебном разбирательстве на:

1) предложение одной из сторон обратиться к примирителю или тот факт, что одна из сторон выразила готовность к участию в примирительной процедуре;

2) мнения или предложения, высказанные одним из участников примирительной процедуры в отношении возможного примирения;

3) признания, сделанные одной из сторон в ходе примирительной процедуры;

4) проявление готовности одной из сторон принять предложение о примирении, сделанное другой стороной;

5) сведения, содержащиеся в документе, подготовленном исключительно для целей примирительной процедуры.

2. Предмет доказывания. Распределение обязанностей по доказыванию. Основания освобождения от доказывания.

Предмет доказывания – обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора или рассмотрения дела. Лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований.

Не требуют доказывания факты, признанные хозяйственным судом общеизвестными и преюдициальные факты.

Обстоятельства, указывающие на общеизвестность:

1)факт должен быть известен широкому кругу лиц

2)факт должен быть известен всему составу суда

Преюдициальные факты – факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением или приговором по какому-либо другому делу.

Хозяйственный суд исходя из оснований требований и возражений лиц, участвующих в деле, и с учетом содержания подлежащих применению норм права определяет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора или рассмотрения дела (предмета доказывания).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законодательством.

При рассмотрении спора о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица обязанность доказывания законности оспариваемого акта возлагается на орган или лицо, его принявшие.

Процессуальные действия по доказыванию совершаются при подаче искового заявления, в процессе урегулирования спора, при подготовке дела к судебному разбирательству и в судебных заседаниях хозяйственных судов первой и апелляционной инстанций до вынесения судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела.

Лица, участвующие в деле, в процессе доказывания определяют объем фактов, подлежащих доказыванию, собирают доказательства, подтверждающие факты, подлежащие доказыванию, представляют доказательства, участвуют в их исследовании в судебном заседании, высказывают суду свое мнение по оценке доказательств.

Объем фактов, подлежащих доказыванию, может быть изменен в хозяйственном суде первой инстанции в связи с изменением истцом основания или предмета иска и (или) предъявлением ответчиком встречного иска.

Если хозяйственный суд сочтет невозможным рассмотрение дела на основании имеющихся доказательств, он вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства либо непосредственно их истребовать.

Основания освобождения от доказывания

Не подлежат доказыванию обстоятельства, признанные хозяйственным судом общеизвестными.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении хозяйственным судом другого дела, в котором участвуют те же лица или их правопреемники.

Не подлежат доказыванию установленные вступившим в законную силу постановлением общего суда обстоятельства, имеющие значение для дела, рассматриваемого хозяйственным судом, в котором участвуют те же лица или их правопреемники.

Не подлежат доказыванию установленные вступившим в законную силу приговором суда по уголовному делу обстоятельства, имеющие значение для дела, рассматриваемого хозяйственным судом, в отношении совершения определенных деяний и лиц, их совершивших.

3. Относимость и допустимость доказательств. Оценка доказательств хозяйственным судом.

Относимость доказательств

Хозяйственный суд принимает и исследует только те доказательства, которые могут подтвердить или опровергнуть факты, подлежащие доказыванию по рассматриваемому делу.

Допустимость доказательств

Обстоятельства дела, которые, согласно законодательству, должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами.

Оценка доказательств

Хозяйственный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств, имеющихся в деле.Никакие доказательства не имеют для хозяйственного суда заранее установленной силы. Хозяйственный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.Доказательство признается хозяйственным судом достоверным, если в результате его исследования, сопоставления с другими доказательствами суд установит, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.Хозяйственный суд первой и апелляционной инстанций обязан привести в судебном постановлении мотивы, по которым одни доказательства положены судом в обоснование своих выводов, а другие отвергнуты.

4. Средства доказывания. Общая характеристика.

Средства доказывания (83 ХПК) – к ним относятся письменные и вещественные доказательства, звуко- и видеозаписи и информация на других носителях.

Не допускается к использованию доказательства информация, полученная скрытым путем

К средствам доказывания относятся:

1) письменные и вещественные доказательства;

2) звуко- и видеозапись, информация на иных носителях;

3) объяснения лиц, участвующих в деле;

4) заключения специалистов;

5) заключения экспертов;

6) показания свидетелей;

7) заключения государственных органов, органов местного управления и самоуправления.

5. Письменные и вещественные доказательства. Хранение, осмотр, распоряжение доказательствами.

Письменные доказательства

Письменными доказательствами являются акты, договоры, справки, товарно-транспортные накладные, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, в том числе выполненные в форме цифровой, графической записи, полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи либо иным способом, позволяющим установить достоверность документа. Представляемые в хозяйственный суд документы, подтверждающие совершение юридически значимых действий, должны соответствовать требованиям, установленным для этого вида документов. К представляемым в хозяйственный суд письменным доказательствам, которые в целом или их части исполнены на иностранном языке, должны быть приложены надлежащим образом заверенные их переводы на язык судопроизводства в хозяйственном суде. Письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной его копии. Если к рассматриваемому делу имеет отношение лишь часть документа, представляется заверенная выписка из него. Подлинные документы представляются, если обстоятельства дела в соответствии с законодательством подлежат подтверждению только такими документами, а также в иных случаях по требованию хозяйственного суда. Письменные доказательства представляются в хозяйственный суд лицами, участвующими в деле, а также могут быть истребованы по инициативе хозяйственного суда.

Копии письменных доказательств, представленных в хозяйственный суд лицом, участвующим в деле, направляются (вручаются) этим лицом другим лицам, участвующим в деле, у которых они отсутствуют.

Вещественные доказательства

Вещественными доказательствами являются предметы, которые своим внешним видом, внутренними свойствами, местом нахождения или иными признаками могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. О приобщении вещественных доказательств к делу хозяйственный суд выносит определение.

Хранение вещественных доказательств

Вещественные доказательства хранятся в хозяйственном суде в деле или отдельно от него.Вещественные доказательства, которые вследствие их громоздкости или иных объективных причин не могут быть доставлены в хозяйственный суд, оставляются по их месту нахождения и передаются на хранение фактическим владельцам либо другим лицам. Все вещественные доказательства должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, опечатаны, а при необходимости - зафиксированы на фото- или видеопленке.

Расходы по хранению вещественных доказательств распределяются между сторонами в соответствии с настоящим Кодексом.Хозяйственный суд и хранитель принимают меры к сохранению вещественных доказательств в неизменном состоянии.Лица, не обеспечившие сохранения вещественных доказательств, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Осмотр, исследование вещественных доказательств, подвергающихся быстрой порче, и распоряжение ими

Вещественные доказательства, подвергающиеся быстрой порче, немедленно осматриваются и исследуются хозяйственным судом в их месте нахождения в порядке, установленном статьей 102 настоящего Кодекса. После осмотра эти вещественные доказательства подлежат возврату лицу, их представившему, или лицам, за которыми хозяйственный суд признал право на эти предметы. Если возврат вещественных доказательств, подвергающихся быстрой порче, невозможен, они сдаются в соответствующие учреждения для использования по назначению или утилизации либо реализуются в порядке, устанавливаемом хозяйственным судом.Осмотр и исследование вещественных доказательств, подвергающихся быстрой порче, проводятся хозяйственным судом с извещением лиц, участвующих в деле. Неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не препятствует проведению осмотра и исследования.

Распоряжение вещественными доказательствами, находящимися в суде

Вещественные доказательства после вступления в законную силу судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела, возвращаются лицам, от которых они были получены, либо передаются лицам, за которыми хозяйственный суд признал право на эти предметы, либо реализуются, либо сдаются в соответствующие учреждения для использования по назначению или утилизации в порядке, устанавливаемом законодательством.Вещественные доказательства после их осмотра и исследования хозяйственным судом по ходатайству лиц, от которых они были получены, могут быть им возвращены в процессе производства по делу, если хозяйственный суд придет к выводу, что удовлетворение такого ходатайства возможно без ущерба для рассмотрения дела.Предметы, относящиеся к вещественным доказательствам, которые в соответствии с законодательными актами не могут находиться во владении отдельных лиц, передаются в установленном порядке соответствующим организациям.О распоряжении вещественными доказательствами хозяйственный суд выносит определение.

6. Порядок назначения и проведения экспертизы в хозяйственном процессе.

Назначение экспертизы

Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе хозяйственный суд назначает экспертизу. Лица, участвующие в деле, вправе представить в хозяйственный суд вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы. Окончательный перечень вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, устанавливается хозяйственным судом. Хозяйственный суд выносит определения о назначении экспертизы или об отклонении ходатайства о ее назначении. Определение о назначении экспертизы и необходимые материалы хозяйственный суд направляет эксперту или в экспертное учреждение. Если сторона по делу отказывается от участия в проведении экспертизы или чинит препятствия ее проведению (не является на экспертизу, не представляет экспертам необходимых предметов исследования и т.п.), а по обстоятельствам дела без участия этой стороны либо без представленных ею предметов исследования экспертизу провести невозможно, хозяйственный суд в зависимости от того, какая из сторон уклоняется от экспертизы и какое значение для нее она имеет, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза назначалась, установленным или опровергнутым.

Порядок проведения экспертизы

Экспертиза проводится специалистами экспертного учреждения по поручению руководителя учреждения либо другими лицами, которым она поручена хозяйственным судом. Экспертиза проводится одним или несколькими экспертами. Экспертиза может проводиться в судебном заседании хозяйственного суда или вне заседания, если это необходимо по характеру исследований либо при невозможности или затруднительности доставки в судебное заседание материалов для исследования. Лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, когда такое присутствие вне судебного заседания может помешать нормальной работе экспертов. При получении экспертным учреждением определения хозяйственного суда о назначении экспертизы руководитель этого учреждения поручает ее проведение одному или нескольким работникам, разъясняет им права и обязанности экспертов, предусмотренные настоящим Кодексом, предупреждает об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, за отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на них обязанностей, что удостоверяется подписями экспертов.При проведении экспертизы вне экспертного учреждения эксперт приглашается в судебное заседание, где хозяйственный суд удостоверяет его личность, специальность, выясняет, нет ли оснований для его отвода, разъясняет эксперту его права и обязанности и под расписку предупреждает его об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, за отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей.

7. Показания свидетелей. Порядок допроса свидетеля в хозяйственном процессе.

Допрос свидетеля

Свидетель может быть допрошен об известных ему фактах, подлежащих доказыванию по делу. Лицо, ходатайствующее о вызове свидетеля, обязано указать хозяйственному суду факты, которые свидетель может подтвердить или опровергнуть, а также его фамилию, собственное имя, отчество и место жительства. Перед допросом свидетеля хозяйственный суд:

1) удостоверяется в личности свидетеля;

2) разъясняет свидетелю его право отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами;

3) предупреждает свидетеля об уголовной ответственности за отказ либо уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний.

Порядок допроса свидетеля

Каждый свидетель допрашивается отдельно. Свидетели, еще не давшие показаний, не могут находиться в зале судебного заседания во время разбирательства дела. Допрошенные свидетели остаются в зале заседания до окончания разбирательства дела, если суд не разрешает им удалиться ранее, выслушав об этом мнения лиц, участвующих в деле. Свидетель может быть допрошен судом в месте своего пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности или иных уважительных причин не в состоянии явиться по вызову хозяйственного суда. Хозяйственный суд выясняет отношение свидетеля к лицам, участвующим в деле, и предлагает свидетелю сообщить суду все, что ему известно по делу. После этого свидетелю могут быть заданы вопросы хозяйственным судом, лицом, по инициативе которого он вызван, прокурором и другими лицами, участвующими в деле. Свидетель может быть допрошен повторно в том же или новом заседании по инициативе хозяйственного суда или по его собственному заявлению, а также по просьбе лиц, участвующих в деле.

8. Заключение эксперта в хозяйственном процессе.

Заключение эксперта излагается в письменной форме и подписывается экспертом (экспертами), которому было поручено проведение экспертизы.

В заключении эксперта должны быть указаны:

1) время и место проведения экспертизы;

2) лицо (фамилия, собственное имя, отчество, образование, специальность, занимаемая должность), проводившее экспертизу;

3) основания проведения экспертизы;

4) образцы и материалы, используемые экспертом;

5) подробное описание проведенных исследований, вопросы, поставленные хозяйственным судом перед экспертом, мотивированные ответы на них;

6) выводы по результатам проведения экспертизы.

Если при проведении экспертизы эксперт установит обстоятельства, имеющие значение для дела, по которым ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение. Заключение эксперта исследуется в судебном заседании и оценивается наряду с другими доказательствами. Заключение эксперта оглашается в судебном заседании. По ходатайству лица, участвующего в деле, или по инициативе хозяйственного суда эксперт может быть вызван в судебное заседание. Эксперт, явившийся в судебное заседание, после оглашения его заключения обязан дать по нему необходимые пояснения, а также ответить на вопросы хозяйственного суда и лиц, участвующих в деле. Ответы эксперта на вопросы заносятся в протокол судебного заседания.


10. Основания обеспечения иска.

Ходатайство об обеспечении иска рассматривается хозяйственным судом, разрешающим спор, без извещения лиц, участвующих в деле, не позднее трех дней со дня его поступления в суд.

По результатам рассмотрения ходатайства об обеспечении иска хозяйственный суд выносит определение.

При заявлении ходатайства об обеспечении иска с нарушением требований, предусмотренных статьей 114 настоящего Кодекса, хозяйственный суд возвращает его. Лицо, заявлявшее ходатайство, после устранения выявленных нарушений вправе вновь заявить ходатайство в хозяйственный суд.

При удовлетворении ходатайства об обеспечении иска хозяйственный суд принимает меры, предусмотренные статьей 116 настоящего Кодекса.

В обеспечении иска может быть отказано, если:

1) хозяйственный суд сочтет недостаточным обоснование причин, вызвавших необходимость заявления ходатайства об обеспечении иска;

2) применение мер по обеспечению иска может существенно нарушить права других лиц, связанные с объектом обеспечения.

Определения хозяйственного суда об обеспечении иска или об отказе в его обеспечении могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим Кодексом. Определения хозяйственного суда об обеспечении иска или об отказе в его обеспечении высылаются сторонам, а также другим лицам, на которых хозяйственным судом возложена обязанность принятия мер по обеспечению иска, не позднее следующего дня после их вынесения. В случае обжалования определения хозяйственного суда об обеспечении иска такая жалоба должна рассматриваться соответствующими судебными инстанциями (должностным лицом, имеющим право принесения протеста) по существу независимо от принятия решения об отмене обеспечения иска в порядке, установленном статьей 119 настоящего Кодекса. Подача жалобы на определение хозяйственного суда об обеспечении иска не приостанавливает исполнения этого определения.


11. Меры по обеспечению иска.

Мерами по обеспечению иска могут быть:

1) наложение ареста на недвижимость или иное имущество, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или у других лиц;

2) наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счетах в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях;

3) запрещение ответчику совершать определенные действия;

4) возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия;

5) запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;

6) приостановление взыскания по исполнительному документу или иному документу, допускающим взыскание в бесспорном (безакцептном) порядке, в случае предъявления исков о признании таких документов не подлежащими исполнению;

7) приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении его от ареста;

8) иные меры, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

В случае необходимости допускается одновременное принятие нескольких мер по обеспечению иска. За несоблюдение мер по обеспечению иска юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством. Истец вправе взыскать убытки, причиненные ему неисполнением определения хозяйственного суда об обеспечении иска, путем предъявления иска в тот же хозяйственный суд. Опись и арест имущества производятся в пределах цены иска.


12. Порядок заключения мирового соглашения.

Статья 121. Заключение мирового соглашения

Мировым соглашением является соглашение сторон о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок.Мировое соглашение может быть заключено сторонами в хозяйственном суде первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, а также на иных стадиях судебного процесса, в том числе на стадии исполнения судебного постановления.Хозяйственные суды принимают меры к урегулированию спора и заключению сторонами мирового соглашения.Мировое соглашение может быть заключено по любому делу, вытекающему из гражданских правоотношений, если иное не предусмотрено законодательными актами.Мировое соглашение не может быть направлено против прав и законных интересов других лиц либо противоречить законодательству.

Статья 122. Форма и содержание мирового соглашения

Мировое соглашение заключается сторонами в письменной форме и подписывается ими или их представителями.

Представитель вправе заключить мировое соглашение при наличии на это полномочия, специально предусмотренного в доверенности.

Мировое соглашение должно содержать согласованные сторонами сведения об условиях, размере и сроках выполнения обязательств друг перед другом либо одной стороной перед другой.

Мировое соглашение может также содержать условия о (об):

отсрочке или рассрочке выполнения обязательств;

уступке права требования;

признании долга или уменьшении его размера;

удовлетворении требований иными способами, не противоречащими законодательству.

В мировом соглашении может быть предусмотрено распределение судебных расходов между сторонами, его заключившими. Если в мировом соглашении такое указание отсутствует, хозяйственный суд решает этот вопрос в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Один экземпляр мирового соглашения представляется в хозяйственный суд и приобщается к материалам дела.

Статья 123. Утверждение мирового соглашения хозяйственным судом

Заявление об утверждении мирового соглашения, заключенного сторонами, рассматривается хозяйственным судом, в производстве которого находится дело.

По результатам рассмотрения заявления об утверждении мирового соглашения, заключенного сторонами, хозяйственный суд выносит определение.

Если производство по делу находится в стадии исполнения решения, мировое соглашение представляется на утверждение хозяйственному суду первой инстанции, принявшему судебное постановление, или по месту исполнения решения.

Мировое соглашение, поступившее в хозяйственный суд до принятия судебного постановления, которым завершается рассмотрение дела, рассматривается в судебном заседании суда, назначенном для рассмотрения дела, с извещением сторон.

Мировое соглашение, заключаемое на стадии исполнительного производства, рассматривается не более одного месяца со дня его поступления в хозяйственный суд. Стороны мирового соглашения извещаются о времени и месте проведения судебного заседания. Неявка сторон мирового соглашения, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не препятствует рассмотрению вопроса об утверждении мирового соглашения.

В резолютивной части определения (постановления) хозяйственного суда об утверждении мирового соглашения указываются:

содержание мирового соглашения;

порядок распределения судебных расходов.

В определении хозяйственного суда об утверждении мирового соглашения, заключенного на стадии исполнительного производства, указывается, что судебное постановление, на основании которого выдан судебный приказ, не подлежит исполнению.

Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения определением (постановлением) хозяйственного суда.

Определения (постановления) хозяйственного суда об утверждении мирового соглашения или об отказе в его утверждении могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статья 124. Исполнение мирового соглашения

Мировое соглашение исполняется сторонами добровольно.

В случае, если мировое соглашение не исполняется в порядке и сроки, определенные в нем, хозяйственный суд по заявлению заинтересованной стороны выдает исполнительный документ в порядке, установленном разделом IV настоящего Кодекса. Вопрос о выдаче исполнительного документа рассматривается хозяйственным судом без вызова сторон.


13. Общая характеристика судебных расходов.

Под судебными расходами в хозяйственном процессе понимаются затраты, которые несут стороны, а также третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, в связи с рассмотрением и разрешением дела хозяйственным судом, а также исполнением решения.

Целью судебных расходов в хозяйственном процессе является следующее:

1) частичное возмещение расходов государства на судопроизводство (компенсационная);

2) предотвращение случаев необоснованного обращения в хозяйственный суд и доведение до рассмотрения судом бесспорных дел (превентивная);

3) наказание стороны, виновной в возникновении спора (цель наказания);

4) стимулирование участников процесса к надлежащему исполнению своих гражданско-правовых и иных обязанностей (побуждает должников добровольно выполнять свои обязанности).

Существует два вида судебных расходов. Согласно ст. 98 ХПК судебные расходы состоят из государственнойпо-шлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (су-дебных издержек).


14. Порядок предъявления иска.

Исковое заявление подается в хозяйственный суд в письменной форме и должно быть подписано истцом или его представителем.

В исковом заявлении должны быть указаны:

1)наименование хозяйственного суда, в который подается исковое заявление;

2) фамилии, собственные имена, отчества (наименования) лиц, участвующих в деле, их место жительства (место пребывания) или место нахождения, банковские реквизиты, контактные телефоны, электронные адреса (при их наличии);

3)цена иска, если иск подлежит оценке;

4)обстоятельства, на которых основаны исковые требования;

5)доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

6)расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;

7)требования истца со ссылкой на акты законодательства, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них;

8)сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если это установлено законодательными актами для данной категории споров или договором;

9)перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.

В случае подачи одновременно с исковым заявлением согласованного сторонами ходатайства о назначении примирителя для проведения примирительной процедуры в исковом заявлении могут не указываться доказательства, подтверждающие основания исковых требований. Исковое заявление может содержать заявления об обеспечении иска; о совершении хозяйственным судом действий, необходимых для подготовки дела к судебному разбирательству; ходатайство о назначении примирителя; иные сведения, необходимые для правильного разрешения спора. В исковом заявлении прокурора, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов, обратившихся в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных законодательными актами, в целях защиты государственных или общественных интересов, интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц, должны содержаться обоснование, в чем заключается государственный или общественный интерес; указание, какое право нарушено; ссылка на акты законодательства. В случае обращения в хозяйственный суд в целях защиты интересов других лиц, не имеющих доли государственной собственности, к исковому заявлению прилагается письменное заявление, подтверждающее их согласие на предъявление такого иска.


15. Задачи подготовки дела к судебному разбирательству.

Подготовительное судебное заседание должно быть назначено не позднее 15 дней со дня поступления заявления в хозяйственный суд.

Задачи подготовки дела к судебному разбирательству:

1) установление содержания правоотношений сторон

2) определение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела

3) решается вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и иных участников хозяйственного процесса

4) обеспечение представления необходимых доказательств лицами, участвующими в деле

Подготовка дела к судебному разбирательству должна быть завершена проведением подготовительного заседания не позднее 15 дней со дня поступления заявления в хозяйственный суд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: