Поле регулятивов в культурном пространстве

Смысл регулятивов состоит в про­граммировании человеческого поведе­ния. Регулятивы — это информацион­ные «блоки», содержащие предписания («надо»), запреты («нельзя»), разреше­ния и рекомендации («можно»). Они играют в обществе такую же роль, ка­кую выполняют в компьютере коман­ды, определяющие операции, которые совершают те или иные его устройства. Разумеется, люди, в отличие от эле­ментов компьютерных систем, облада­ют свободой действий и могут не выполнять получаемые «команды модифицировать их по-своему. Кроме того, регулятивы могут быть гораздо более расплывчатыми и неопределенными, чем математически строго формулируемые алгоритмы действий компьютера. Но, несмотря на эти различия, сочетания и серии регулятивов служат средствами организации поведения людей подобно тому, как компьютерные программы — средствами организации работы компьютера.

Программы поведения задаются индивиду культурой в различных формах:

• в языке, который содержит в себе нормы и правила речи, определяющие способы выражения мыслей;

• в санкционируемых обществом формах морали, права, политической жизни;

• в руководствах и методиках, регулирующих профессионально-трудовую деятельность (правила техники безопасности, служебные инструкции и пр.);

• в обычаях, ритуалах, обрядах, выполнения которых требуют существу в обществе традиции;

• в образцах поведения, которые демонстрируются родителями, воспитателями, выдающимися людьми, историческими личностями, героями художественных произведений (в процессе общения каждый из нас, сам того не подозревая, выступает как носитель и образец определенных нормативов и стандартов поведения, как своего рода «текст», в котором закодирована система правил, руководящих нашими действиями);

•в общественных институтах (например школа, семья), регламентирующих отношения между людьми;

*в условиях и предметах окружающей нас искусственной среды («второй природы»), которые требуют от нас выполнения определенных правил и приемов обращения с ними.

Регулятивы являются элементами культурного пространства, и всякий человек, живя в определенной культуре, находится в поле имеющихся в ней регулятивов. Из этого поля он черпает правила и нормы, которыми он руководствуется в своем поведении. Культурное пространство предоставляет живущим в нем людям возможность выбора регулятивов из числа имеющихся (или выработки на их основе каких-то новых регулятивов). Никто не в состоянии следовать всем регулятивам, содержащимся в пространстве культуры: во-первых, потому, что их много, и вряд ли кто-нибудь способен охватить все их множество; во-вторых, потому, что в культурном пространстве содержатся регулятивы разнородные, не согласующиеся и противоречащие друг другу, и одновременно выполнять их невозможно. Поэтому регулятивы приходится сознательно бессознательно отбирать. Каждый индивид может делать и фактически делает это по-своему, осваивая лишь вторую часть из всего множества регулятивов.

Выбор регулятивов связан с индидуальными психологическими чертами личности. Но психологические особенности отдельных индивидов влияют лишь на выбор им тех или иных регулятивов, а не на формирование культурных парадигм, из которых люди заимствуют и превращают в регуляторы своего индивидуального поведения представления о том, как надо (и как не надо) себя вести в тех или их обстоятельствах. Эти парадигмыкак и другие формы культуры, являются продуктом деятельности об­щества в целом.

Схематически регулятивные пара­дигмы можно представить в виде плос­костей (или, точнее, «пластов), рас­положенных по «регулятивной"оси культурного пространства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: