Понятие социокультурной нормы

Выше уже отмечалось, что в культурном пространстве могут одновременно существовать разнородные и противоречащие друг другу регулятивы. Выполнение разных регулятивов, оче­видно, порождает разные формы пове­дения. Во всякой культуре одни поведения представляются «нормальными», общепринятыми, ожидаемыми, характерными для большинства, другие же рассматриваются как «ненормальные», отклоняющиеся от общепринятых стандартов. Поведение первого рода называют нормативным, авторого — отклоняющимся, или девиантным.

Регулятивы нормативного поведения называются социокультурными (а также культурными или соци­альными) нормами.

В толковых словарях обычно указываются два значения слова «норма» 1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-либо (например, «войти в норму» -- значит прийти в порядок обычное состояние); 2) установленная мера, средняя величина чего-нибудь (например, «норма выработки», «норма выпадения осадков»).

Эти значения близки друг другу, и оба имеются в виду, когда речь идет о культурных нормах. Стоит, однако, заметить, что узаконенность и признанность норм в культуре не опирается непременно на какие-то «официальные» указания, распоряжения или инструкции. Они узаконены и признаны, прежде всего, в том смысле, что поддерживаются силой традиций, обычаев, общественного мнения. Во многих случаях они являются «неписаными». Но, разумеется, вполне возможно сделать эти нормы «писанными». Нередко их фиксируют документально и утверждают соответствующими инстанциями. Устанавливаемые государством правовые нормы конституции, кодексы законов, указы и постановления президента правительственных органов — являются официальным выражением культурных норм, которыми регулируются гражданские, имущественные и др. общественные отношения. Правда, юридические формулы далеко не всегда достаточно хорошо согласуются с исторически сложившимися культурными нормами. К тому же эти формулы не исчерпывают и не могут исчерпать все разнообразие действующих в обществе культурных норм.

Культурные нормы окружают нас со всех сторон, и мы очень часто следуем им, не осознавая этого.

Вот, например, вы берете в столовой поднос, ложку, вилку и замечаете, что они чуть-чуть липкие: недостаточно чисто вымыты. Это не значит, что их вообще не мыли. Нет, предложить посетителям совсем немытую посуду — значит очевидным образом отступить от норм гигиены, соблюдения которых те вправе потребовать. Это чревато жалобами, скандалами, штрафами и пр. Но чтобы довести посуду до идеальной чистоты, надо потратить больше времени, труда, моющих средств. Работники столовой вымыли посуду, но — с наименьшими затратами: ровно настолько, насколько это необходимо, чтобы избежать неприятностей. Таким образом, они — скорее всего, даже не задумываясь над этим, — оценили ваши санитарно-гигиенические требования и довели чистоту до нормы, требуемой вами. И не больше, и ни меньше! Эта норма и есть норма культуры. Оценка ее дается работниками столовой достаточно точно: иначе они либо будут делать «лишнее», чего посетители, как правило, и не требуют, либо же им придется столкнуться с жалобами и скандалами.

Теперь представим себе, что вы выразили недовольство качеством мытья посуды. Конечно, вы можете потребовать, чтобы вам дали более чистую, И если вы проявите незаурядную настойчивость, то, весьма возможно, добьетесь этого. Однако вряд ли после вашего демарша качество мытья существенно изменится. Скорее всего, все останется по-старому. Более того, вы почти наверняка обнаружите, что ваши справедливые претензии вызывают косые взгляды не только у работников столовой, но и у посетителей. Не удивляйтесь — они думают почти одинаково: «Ишь, какой чи­стюля выискался! Только работать меша­ет! Больше всех ему надо... » В одиночку культурные нормы не изменишь. Другое дело, если бы не только вы, но и многие другие стали решительно требовать боль­шей чистоты. Но это означало бы, что ра­бота столовой не соответствует сложившим­ся культурным нормам, и тут под угрозой неприятностей (вплоть до полной потери клиентов) пришлось бы предпринять необ­ходимые меры.

Выполнение социокультурных норм опирается на интуитивно найденные или сознательно выработанные пред­ставления человека о том, что можно и чего нельзя делать. В то же время общество осуществляет социальный кон­троль над поведением людей, стимули­руя нормативное и пресекая девиантное поведение. Основные механизмы социального контроля — общественное мнение (неформальный, неофициаль­ный контроль) и административное уп­равление (формальный, официальный контроль).

В общественном мнении основны­ми средствами контролирующего воз­действия являются процедуры убеж­дения, морально-психологического воз­награждения за культурно одобряемое поведение (приветливая улыбка, хо­роший отзыв, похвала, признание, слава) и морально-психологического наказания за неодобряемое (недоволь­ный взгляд, критика, брань, угрозы, бойкот).

Административная система, опи­раясь, в конечном счете, на закон и властные структуры государства, пред­полагает использование материальных и «силовых» средств воздействия: при­нуждение с помощью насилия, возна­граждение в виде премии, повышения жалования, должностного продвиже­ния, наказание в форме штрафа, пони­жения в чине, увольнения, лишения свободы и даже жизни.

Контроль за соблюдением норм и защита их от нарушений является не­пременным условием существования культуры.

Общество заинтересовано в этом по­тому, что соблюдение социокультур­ных норм обеспечивает безопасность взаимодействия людей, тогда как от­ступления от норм чреваты непредс­казуемыми последствиями. Опасаясь девиантного поведения, люди вынуж­дены с подозрением относиться друг к другу.

Когда вам предлагают сесть на стул, то вы можете спокойно усесться потому, что уверены в безопасности этого действия. Такая уверенность — следствие убеждения, что человек, предложивший вам сесть, соблюдает нормы культуры и не подставил вам стул со сломанной ножкой или иголкой в сиденье. Если такого убеждения у вас нет, то приходится принимать меры предосторожности. Обычно от того, что кто-то нарушает нормы, страдают больше всего не сами нарушители, а другие люди, не повинные в девиациях.

* Так, во многих вузах стали закрывать на ключ учебные аудитории, чтобы спасти находящееся в них оборудование от порчи и воровства. И из-за того, что среди студентов нашлось несколько вандалов и воров, все остальные вынуждены толпиться в перерыве перед дверьми, ожидая преподавателя с ключом.

Девиантное поведение, как правило, вносит в жизнь общества неудобства — даже тогда, когда оно направлено на замену устаревшим социокультурных норм новыми, более прогрессивными, как это бывает, например, в революциях. Смена норм чаще всего сопряжена с трудностями и беспорядками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: