Подбор автотранспортного средства (АТС) к проектируемому двигателю включает определение типа АТС, полной массы и максимальной скорости.
Тип АТС выбирается по номинальной мощности двигателя:
- если Ne ≤ 80 кВт – легковой автомобиль;
- если Ne > 80 кВт – грузовой автомобиль или автобус.
Для ориентировочной оценки полной массы АТС ma в кг пользуются статистическими данными по удельным мощностям двигателя по формуле
где Ne – максимальная (номинальная) мощность двигателя, кВт;
Nуд – удельная мощность двигателя, кВт/кг.
Для легковых автомобилей ; для грузовых – ; для автобусов – .
Связь между максимальной мощностью двигателя и максимальной скоростью АТС выражается следующей формулой, полученной из уравнения баланса сил, действующих на движущиеся по прямой поверхности АТС:
где Va max – максимальная скорость АТС, м/с;
φ – коэффициент суммарного сопротивления дороги (асфальтобетонное покрытие); для легковых автомобилей φ=2·10-7Va max2; для грузовых автомобилей и автобусов φ=0,015+6·10-6Va max2;
ma – масса АТС, кг;
ηт = 0,85…0,9 – КПД трансмиссии;
kв – коэффициент обтекаемости, Н·с2/м4; для легковых автомобилей kв = 0,2…0,3; для грузовых автомобилей kв = 0,5…0,7; для автобусов kв = 0,35…0,45;
F – лобовая площадь АТС, м2; для легковых автомобилей F = 1,5…2,0; для грузовых автомобилей F = 3,0…6,5; для автобусов kв = 3,0…7,5.
Для определения Va max выбирается несколько значений скорости Va, для которых рассчитываются соответствующие мощности N. Точка пересечения графика N = f(Va) c прямой N = Nе в соответствии с рисунком 5 даст искомое значение скорости Va max.
Максимальная скорость Va max′ в км/ч определяется по формуле
.
Рисунок 5 – Графическое определение максимальной скорости Va max