Сегодня уже всем стало ясно, что в неизменном виде традиционные русские ценности сохраняться и действовать не могут. Они начинают меняться в соответствии с теми изменениями, которые постепенно происходят в России. Неслучайно многие специалисты сравнивают современную ситуацию в стране с эпохой первоначального накопления капитала. И «новые русские» чертами своего характера и стилем поведения так напоминают кулаков-«мироедов» XIX века, причем, отношение к ним со стороны основной массы народа такое же.
Большая часть населения нашей страны до сих переживает глубокий психологический шок, связанный с крушением прежней системы ценностей (ценностей общины) и необходимостью адаптации к новым экономическим и политическим реалиям. Важнейшая из них — это проходящая модернизация России, по сути, становящаяся заурядной вестернизацией. А она предусматривает не только формирование соответствующих рыночному обществу экономических, социальных и политических институтов, но и воспитание личности нового типа, которая должна обладать следующими чертами: психологическая приспособляемость к изменениям и восприятию нового;
|
|
рациональность мышления и вера в эффективность науки и медицины; способность к выбору — принятию самостоятельных решений относительно собственной судьбы; индивидуализм; стремление к самоутверждению; честолюбие, проявляющееся как в отношении к самому себе, так и к своим детям; высокая ценность образования.
Вне зависимости от того, нравится ли это или нет, реформы в нашей стране идут, а значит, идут и процессы модернизации. Адаптация к модернизации может рассматриваться как процесс принятия новой политической и ценностной парадигмы, происходящий в условиях не преодоленного до сих пор идеологического раскола российского общества. О том, что соответствующие изменения идут, говорят данные уже упоминавшегося нами социологического опроса по исследованию национального самосознания русских, проводившегося в Санкт-Петербурге. Респондентам предлагалось оценить выбранную русские пословицы, а также составить список качеств русского характера. Больше всего исследователей интересовало, происходят ли какие-то изменения, связанные с освоением «рыночной» психологии.
Наиболее принципиальное значение имела оценка установки на индивидуальную активность в противовес традиционной пассивности и фатализму. И по частоте выбираемых пословиц можно говорить о том, что активная позиция начинает преобладать (в пропорции 2:1). Очевидно, на эту установку повлияло как снижение религиозной мотивации поведения (истинно верующий человек должен уповать на Бога), так и потеря доверия к властным структурам, в том числе, к самой верхушке власти (столетия в России вера в доброго царя оставалась непоколебимой).
|
|
Однако склонность к долготерпению и смирению с жизненными обстоятельствами все еще отличает более трети опрошенных. Среди этой категории респондентов особенно много женщин.
Риск ради удачи признает прежде всего молодежь, что показывает её более успешное приспособление к новым условиям и новым ценностям. Но при этом в русском сознании, независимо от половой принадлежности, возраста и уровня образования, продолжает преобладать стратегия «малых дел» (Терпение и труд все перетрут), а на удачу надеется лишь каждый четвертый из числа опрошенных. Таким образом, еще далеко до утверждения стереотипов «рыночного» поведения — энергичного и инициативного. О том же говорит и выбор пословиц, основанных на стереотипе «честной бедности» в противовес «нечестному богатству».
Анализ результатов опроса указывает на то, что русское сознание по-прежнему остается противоречивым. Установка на активность, обычно сочетающаяся с рыночным поведением, не находит своего логического завершения. А другие установки, удобные для успешной самореализации в условиях первоначального накопления капитала, большинством участников опроса отвергаются как чуждые их личной позиции, а также национальному самосознанию в целом.
В ходе опроса его участникам было предложено выбрать единственную пословицу, наиболее соответствующую их жизненной установке. Так выявились пять пословиц, отражающих самые распространенные жизненные принципы:
1. Под лежачий камень вода не течет.
2. Терпение и труд — все перетрут.
3. Что ни делается — все к лучшему.
4. На Бога надейся, а сам не плошай.
4. Заработанный ломоть лучше краденого каравая.
Можно сказать, что эти ценности составляют своеобразное «ядро» нового формирующегося российского менталитета и национального характера. Они по-прежнему остаются противоречивыми и лишь слегка затронуты происходящими переменами в жизни страны.
литература
1. Áîðîíîåâ À.Î., Ñìèðíîâ Ï.È. Ðóññêèå è ñóäüáà Ðîññèè (îïûò ýòíîïñèõîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ)// Ââåäåíèå â ýòíè÷åñêóþ ïñèõîëîãèþ/ Ïîä ðåä. Þ. Ï. Ïëàòîíîâà. — Ñïá., 1995.
2. Ãîëóáåâ B.C. è äð. «Âå÷íîðóññêèå âîïðîñû» â ó÷åáíîì ïîñîáèè// Îáùåñòâåííûå íàóêè ñåãîäíÿ. — 1997. — ¹ 5.
3. Ãðîìûêî Ì.Ì. Òðàäèöèîííûå íîðìû ïîâåäåíèÿ è ôîðìû îáùåíèÿ ó ðóññêèõ êðåñòüÿí XIX â. — Ì., 1986.
4. Äðÿõëîâ Í.È., Äýâûäåíêî Â.À. Ñîöèîêóëüòóðíûå öåííîñòè ðîññèÿí//
Социс. - 1997. - № 7.
5. Èîðäàíñêèé Â. Ðóññêèå, êàêèå ìû?// ÑÌ. — 1998. — ¹ 2.
6. Ëóðüå Ñ. Îò äðåâíåãî Ðèìà äî Ðîññèè XX âåêà// Îáùåñòâåííûå íàóêè ñåãîäíÿ. — 1997. — ¹ 4.
|
|
7. Ïàëàìàð÷óí Ï. Ìîñêâà èëè òðåòèé Ðèì? — Ì., 1991.
8. Ñèêåâè÷ 3.6. Ðóññêèå: îáðàç íàðîäà. — Ñïá.: Èçä.-âî ÑÏáÃÓ, 1996.
9. Òðîèöêèé Å. ×òî òàêîå ðóññêàÿ ñîáîðíîñòü?— Ì., 1995.
10. ßíîâ À. Ðóññêàÿ èäåÿ è 2000 ãîä. - Íüþ-Éîðê, 1988.
ÊÎÍÒÐÎËÜÍÛÅ ÂÎÏÐÎÑÛ
1. В чем сущность новой модели общественного развития России?
2. Чем характеризуется ситуация в культурной жизни России в постсоветское время?
3. Как сочетаются в современной русской культуре традиции и новации?
ÏÐÀÊÒÈ×ÅÑÊÈÅ ÇÀÄÀÍÈß
1. Îõàðàêòåðèçóéòå ñèñòåìó öåííîñòåé ðîññèéñêîãî îáùåñòâà, ñëîæèâøóþñÿ ê íà÷àëóX X âåêà.
2. Подберите десять пословиц, выражающих по-вашему мнению, русский характер.
3. Назовите качества, характеризующие современного русского человека.
ГЛАВА 5