1. Что изучает деловая риторика? (5 баллов за ответ)
2. Какие признаки лежат в основе? (5 баллов за ответ)
3. Назовите этапы переговорного процесса и законы риторики, которые реализуются на этих этапах. (5 баллов за ответ)
4. Какие эффективные стратегии ведения переговоров вам известны? (5 баллов за ответ)
5. Перечислите тактики, которые используются в переговорном процессе. (5 баллов за ответ)
6. Перечислите и охарактеризуйте методы ведения переговоров. (5 баллов за ответ)
7. Какие виды слушания вам известны? Какой из них предпочтительнее в процессе переговоров? (5 баллов за ответ)
8. Что представляют собой резюмирование и перефразирование? Когда они используются в переговорном процессе? (5 баллов за ответ)
9. Какие формы отчета и самоконтроля менеджера, в чьи обязанности входит проведение переговоров, вам известны? (5 баллов за ответ)
45-42 баллов — «отлично»; 41-35 баллов — «хорошо»; 34-26 баллов — удовлетворительно; ниже 25 баллов — «неудовлетворительно»
МОДУЛЬ 3 РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
Комплексная цель модуля 3 — приобретение студентами следующих профессиональных компетенций, складывающихся из знаний о предмете и функции речевого этикета в деловом общении, умений и навыков свободного владения речевым этикетом в деловом общении.
1. Предмет и функции речевого этикета в деловом общении.
2. Этикет и социальный статус адресата. Официальные и неофициальные церемонии и этикетные тексты.
3. Этикет делового письма.
4. Этикет делового телефонного разговора.
ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ МОДУЛЯ 3
ЗАДАНИЕ 1. Определите, какие из формул прощания могут использоваться в официальной обстановке: Бывай!, Пока!, Счастливо!, Прощайте! , Всего хорошего!, До встречи!, Будь!, Чао!, Позвольте откланяться!, Разрешите попрощаться!, Ну, давай!, Привет!
ЗАДАНИЕ 2. Приведите примеры правильного и неправильного использования Вы- и Ты-общения в различных жанрах деловой речи (из личного опыта).
ЗАДАНИЕ 3. Назовите, какие формулы речевого этикета вы используете, чтобы обратиться: 1) к пожилому человеку, чтобы узнать, который час; 2) к милиционеру, чтобы узнать, как проехать на выставку; 3) к секретарю в приемной, чтобы узнать решение по вашему заявлению.
ЗАДАНИЕ 4. Какими этикетными формулами можно подчеркнуть дистанцию официального общения, если собеседник неоправданно выбирает Ты-общение?
ЗАДАНИЕ 5. Составьте текст поздравительного письма, адресованного ректору института, и сравните его с теми поздравительными текстами, которые вы адресуете своим близким (выбор обращения, самоименование, поздравительные формулы).
ЗАДАНИЕ 6. Какое обращение вы выберете в начале презентационной речи при условии, что гостями церемонии являются бизнесмены, политики, журналисты? Какое обращение уместно, если вы обращаетесь к подчиненным? Как обратиться к швейцару, официанту? Как обратиться к секретарю в приемной?
ЗАДАНИЕ 7. Составьте текст поздравительной речи (вчесть юбиляра, годовщины деятельности организации). Выделите графически его композиционные части.
ЗАДАНИЕ 8. Познакомьте своего начальника с прибывшим иностранным партнером, с клиентом вашей фирмы.
ЗАДАНИЕ 9. Познакомьтесь с деловым партнером, используя визитную карточку (составьте ее для себя) или без нее.
ЗАДАНИЕ 10. Какие этикетные фразы можно использовать для вежливой формы отказа принять предложение; выслать новые каталоги, образцы материалов; принять посетителя?
ЗАДАНИЕ 11. Проверьте, готовы ли вы уже сегодня участвовать в деловых переговорах, правильно определяя свою речевую тактику. Используйте для этого следующий самотест.
А. Представляются:
а) старший — младшему,
б) младший — старшему,
в) мужчина — женщине,
г) женщина — мужчине,
д) человек с более высоким положением — человеку с более низким,
е) обратное к «д».
Б. Начинает беседу:
а) хозяин ситуации,
б) приглашенный,
к) не имеет значения.
В. Деловые партнеры обращаются друг к другу:
а) по имени,
б) по имени и отчеству,
в) по фамилии,
г) словом «товарищ», «коллега», «господин»,
д) как угодно.
Г. Продуманный комплимент собеседнику выражает:
а) отношение к личности собеседника,
б) уважение к статусу собеседника,
в) констатацию заслуг, профессионализма,деловых качеств,
г) похвалу, лесть, преувеличение достоинств.
ЗАДАНИЕ 12. Выберите тост, который вы можете предложить на дружеской встрече в ресторане после подписания контракта: За ваше здоровье! За удачу! За взаимопонимание! За наше дальнейшее сотрудничество! За успех нашего дела! За осуществление наших планов!
ЛИТЕРАТУРА К МОДУЛЮ 3
1. Андреев В.П. Деловая риторика. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1993.
2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие. — М.: Новое знание, 2005.
3. Волгин Б.Н., Полянская Е.Е. Деловой телефон. М.: Радио и связь, 1987.
4. Голуб К.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. — М.: Международные отношения, 1993.
5. Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М.: Просвещение, 1983.
6. Данкел Ж. Деловой этикет. Ростов н/Д: Феникс, 1997.
7. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. — М., 1993.
8. Мицич П. Как проводить деловые беседы. — М.: Экономика, 1987.
9. Правила этикета. Краткий справочник. М.: Дельта-МКС, 1992.
10. Снелл Ф. Искусство делового общения. — М., 1990.
11. Финч, Ллойд К. Телефонный разговор с клиентом: Как добиться успеха: Учеб. пособие. М.: КОНЭКО: АО «Х.Г.С», 1994.
12. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. — М.: Наука, 1990
13. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: Речевой этикет в нашем общении. М.: Знание, 1982.
14. Холопова Т.Н., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М.: ИНФРА-М; АНКИЛ, 1994.
15. Эрнст Отто. Слово предоставлено вам: Практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров. — М.: Экономика, 1988.