2.1. Сплошность, текучесть и вязкость газового потока
Газовая среда характеризуется сплошностью, текучестью и вязкостью. Понятие сплошности означает, что газы всегда заполняют весь доступный объем без пустот и разрывов. Текучесть, или подвижность, означает, что взаимное перемещение смежных слоев требует незначительных усилий, величина которых тем меньше, чем меньше скорость относительного перемещения отдельных слоев газа. Понятие сплошности свидетельствует о том, что при движении газ непрерывно деформируется, а текучесть указывает на слабость связей между частицами газа. Вязкость проявляется при наличии относительного перемещения смежных слоев движущегося газа. Величина силы вязкости зависит от скорости относительного перемещения смежных слоев и от некоторой физической характеристики, называемой коэффициентом вязкости.
Сплошность, текучесть и вязкость определяют характер силового воздействия как между газовым потоком и внешними телами, так и между отдельными частями самого потока. Эти силы в отличие от действующих сосредоточенных сил, рассматриваемых в механике твердого тела, непрерывно распределены. Силы внутреннего трения возникают при относительном перемещении отдельных частей внутри рассматриваемого объема движущегося газа. Опытным путем Ньютон установил, что сила внутреннего трения Ртр между отдельными слоями газа пропорциональна величине площади f рассматриваемых слоев, градиенту скорости dw / dn по нормали к этим слоям и не зависит от величины скорости, т. е.
|
|
Ртр = - m f (dw / dn).
В этой формуле m - коэффициент динамической вязкости, Н с/м2. Знак минус указывает на то, что силы внутреннего трения направлены против движения газа. Если силу трения отнести к единице поверхности, то получим касательное напряжение:
t = -m (dw / dn).
При течении газовых потоков могут иметь место два режима: ламинарный и турбулентный. При ламинарном режиме течения наблюдается слоистый характер движения без поперечного переноса частиц газа. Режим турбулентного течения характеризуется неупорядоченным движением частиц газа со значительным поперечным переносом массы. При турбулентном движении весь поток насыщен беспорядочно движущимися вихрями, которые непрерывно возникают и исчезают. Одной из причин возникновения турбулентного режима является потеря устойчивости ламинарного течения после достижения определенной скорости потока. Исследования Рейнольдса показали, что в общем случае режим течения определяется не только скоростью, но и другими параметрами, которые позволяют получить специальный критерий, называемый числом Рейнольдса.
|
|
Итак,
Re = w d / n.
Здесь n - кинематическая вязкость; w - скорость потока;
d - характерный размер канала или обтекаемого потоком газа тела.
Переход ламинарного режима течения в турбулентный происходит при критическом значении числа Рейнольдса Reкр. При движении газа по трубе Reкр = 2 000, а вдоль плоской пластины Reкр = 320 000.
2.2. Понятие о пограничном слое
Опытами установлено, что силы внутреннего трения проявляются лишь вблизи обтекаемых тел или при смешении потоков с различными начальными скоростями. Вдали от твердых тел и зон смешения, где поперечные градиенты скоростей относительно малы, газы движутся практически без внутреннего трения. В этом случае поведение реальных течений от идеальных по существу не отличается.
Пограничный слой возникает на поверхности тела, обтекаемого вязкой средой. Причиной его возникновения являются силы вязкого трения. Рассмотрим процесс возникновения и развития пограничного слоя на примере вязкого течения газа около плоской пластины (рис.1.4). Допустим, на пластину параллельно ее верхней поверхности набегает со скоростью w∞ равномерный поток, изображенный эпюрой скоростей (рис.1.4,а). Торможение частиц газа силами трения начинается на передней кромке пластины.
Рис. 1.4.
При дальнейшем продвижении газа вдоль пластины, за счет сил трения тормозятся все более удаленные слои потока, что обуславливает постепенное утолщение пограничного слоя d (х) и изменение профиля скоростей, как это показано на эпюрах, приведенных на рис. 1.4, б, в, г. При турбулентном режиме течения наблюдается более резкое нарастание толщины пограничного слоя d (х) и касательных сил трения на стенке.
Течение в пограничном слое зависит от условий течения во внешней, невозмущенной области потока. Если скорость внешнего потока по течению увеличивается, то в таком потоке в направлении течения наблюдается падение давления, т. е. имеет место отрицательный градиент давления. Наличие отрицательного градиента приводит к ускорению течения и в пограничном слое. Наибольшее ускорение получают частицы, более удаленные от поверхности пластины. Это означает, что толщина пограничного слоя уменьшается. При некотором значении отрицательного градиента давления пограничный слой можно сдуть почти полностью.
Если имеет место замедленное течение газа, то это означает, что давление по течению увеличивается. Наличие положительного градиента давления приводит к увеличению толщины d (х) пограничного слоя, и этот слой увеличивается тем быстрее, чем больше положительный градиент давления. Утолщение пограничного слоя приводит к зарождению пристеночной зоны обратного течения. Эта особенность течения газа в пограничном слое иллюстрируется на рис.1.5.
Рис. 1.5.
По мере развития зоны обратного течения возникает отрыв пограничного слоя от стенки канала. Отрывное течение газа сопровождается потерями механической энергии. Анализ течения газа в пограничном слое с положительным градиентом давления позволяет выявить причины отрыва слоя от стенки канала и устранить эти причины.
2.3. Движение газа вдоль плоской стенки
При движении жидкости вдоль плоской стенки (плиты) появляется ряд новых особенностей явления. По сечению потока скорость w движения жидкости остается неизменной, и резкое ее изменение наблюдается лишь у самой поверхности стенки, где вследствие трения всегда образуется пограничный слой и внутри этого слоя скорость w уменьшается донуля (рис.1.6).
Опытом установлено, что у стенки образуется ламинарный пограничный слой, толщина которого по направлению течения жидкости постепенно возрастает и на расстоянии х от переднего края плиты равна
|
|
.
Рис. 1.6.
По достижении критического значения числа Рейнольдса (Re кр= 4,65•103) ламинарный пограничный слой переходит в турбулентный с тонким ламинарным подслоем, который является аналогом ламинарного пограничного слоя при турбулентном движении жидкости в трубе. Толщина турбулентного пограничного слоя по длине плиты изменяется по следующему закону:
.
Таким образом, на отдельных участках плиты характер движения жидкости в пограничном слое различен и зависит от рода жидкости, ее скорости и температуры. В целом явление движения жидкости вдоль плиты довольно сложно, а при наличии теплообмена оно еще более усложняется.