перезрелой чувственности, достигшей своего апогея, бескрылого эмпиризма и «позитивизма» даже в поэзии и литературе.
Эта картина станет еще яснее, если мы вкратце рассмотрим эволюцию литературной критики до и после IV в. до н. э. Как уже отмечалось выше, до Платона и Аристотеля литературной критики фактически не существовало. Г. Сейнтсбери находит ее первые слабые проблески только у одного из шести авторов, носивших имя Демокрита9. Вместо критики были оценка и цензура литературных произведений с точки зрения религиозных, нравственных и философских ценностей.
Период от Платона до Аристотеля был временем, когда в искусстве, литературе и критике происходила смена идеалистической формы чувственной. Отсюда проистекает промежуточный характер их позиции в сфере художественной критики. Платон, за исключением некоторого «эстетического» либерализма весьма умеренного толка, который он допускает в диалоге «Федр», остается столь же «неэстетичным», как и его предшественники. Всем известно, как в своих диалогах «Государство» и «Законы» он поносит поэтов и художников, называет их «трутнями», если они не стремятся внедрять соответствующие религиозно-нравственные и социально-политические ценности; считает их опасными; строго запрещает в своем совершенном государстве произведения Гомера, Гесиода и Еврипида; предписывает род и стиль творений искусства, изгоняет всех художников, которые не захотят подчиниться этим предписаниям, и т. д.
|
|
«Мы извиняемся перед Гомером и остальными поэтами, — пишет он, — за то, что вычеркнем эти строки... чем более они поэтичны, тем менее следует их слушать детям и взрослым, которым надлежит быть свободными и больше смерти страшиться рабства» ш.
Примерно на такой же позиции стоит, по сути дела, и Аристотель. Г. Сейнтсбери прав, когда пишет, что «Аристотель вдвойне и втройне этичен в своем отношении к искусству и его оценке» п.
После Аристотеля характер литературы, как и литературной критики, резко меняется и обнаруживает все те черты, которые присущи литературе чувственной. Перемены становятся все более очевидными. Все больше появляется литературно-критических сочинений, в которых преобладает чисто эстетическая точка зрения. В III-II вв. до н. э. возникает литературная критика, растет и число критиков-профессионалов, особенно в пергамс-кой и александрийской школах12. Типичные фигуры того времени — Зенодот, Кратет Малльский, Аристарх Самофракийский,
242 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
грамматики Аристофан и Зоил. Критика все больше опирается на эрудицию и выучку. Растет число комментариев, заметок, примечаний, схолии13 сыплются одна за другой. Например, в схолиях к Гомеру «мы обнаруживаем громоздкое толкование этимологии, грамматики, мифологии и т. д. и т. п., находим скрупулезнейшее обсуждение того, что поэт мог иметь в виду в буквальном смысле, аллегорическом, и в том, и в этом, и в каком вам угодно. В двухтомном комментарии к "Одиссее" без конца обсуждается вопрос о том, как проявляется поэтическое мастерство в акцентировке, пунктуации, атетезе, рекапитуляции; приводятся бесконечные классификации манер повествования по классам: гомилетическая, апангельтическая, гипоста-тическая, смешанная и т. д. и т. д.» 14
|
|
На этом пути чувственное «искусство для искусства» и не менее чувственная критика начали разрушать собственные принципы, становясь все более бессодержательными, бесплодными и нетворческими.
Эта вторая стадия греческого искусства плавно переходит в эллинистическую, а затем в римскую литературу и критику. Архаические, но до греческого влияния искренние искусство и литература римлян, хотя и не достигали высот греков в пике их славы, были преимущественно идеациопальными и идеалистическими и, главным образом, религиозными, магическими и нравственными. Тем не менее даже здесь мы ощущаем сильное подспудное влияние «голого» натурализма и грубой, хотя и подавленной чувственности. Влияние греческой культуры, главным образом в ее чувственном эллинистическом варианте, укоротило жизнь этой идеациональной и идеалистической литературы и ускорило созревание ее чувственной формы.
Между упадком идеационального течения и форсированным ростом течения чувственного находится период смешанного типа — римская идеалистическая литература I в. до н. э.— I в. н. э. И хотя римская литература этого периода, равно как и римская живопись, скульптура, музыка и архитектура, так и не достигла уровня греческих идеалистических образцов, тем не менее то был ее «золотой век», и ее основное течение было, по своей сути, идеалистическим. Я имею в виду творчество Вергилия и, в какой-то мере, Горация, Лукреция (чья философская поэма была пронизана своеобразным «материалистическим идеализмом» или «идеалистическим материализмом», преподносимым как проповедь), Тита Ливия, Саллюстия, Цицерона, Сенеку, Варрона, Катона и др. И хотя одновременно с этим те-