чением существовало течение почти совершенно чувственное — представленное Горацием, в особенности же Катуллом, Овидием и некоторыми другими, — оно уступало первому. Короче говоря, литература этого периода вполне соответствует современным ей «неоклассическим» формам живописи, скульптуры, музыки и архитектуры. Вскоре, однако, все изменилось, и мы обнаруживаем смешение идущего на убыль идеационализ-ма и созревшей чувственности (sensatism) — отражение греко-эллинистического чувственного влияния. Однако это был короткий период, соответствующий псевдоидеалистическому, неоклассическому периоду в других видах искусства, которые мы уже рассмотрели. Нарастающий прилив чувственности в литературе и искусстве стремительно надвигался.
Римское общество стало мыслить эстетически, о чем свидетельствуют произведения Персия, Петрония, Сенеки Младшего, Ювенала и Марциала. «Литературная беседа, занимавшая знатных римлян во время ужина, была столь же обязательной, как обгладывание и перемывание костей за столом у англичан...»|5 Персии рассказывает: «Весе inter pocula quaerunt Romulidae satieri, quid dia poemata narrent... Ventosa et enormis loquacitas» идет своим чередом16. Стали возникать литературные салоны; женщины начали проявлять жгучий интерес к искусству и литературе; вокруг то одного, то другого художника возникали группы восторженных поклонников. Литературные и художественные новинки возбуждали и будоражили целые города, — как в наше время ответственные футбольные матчи. Тацит в приписываемых ему «Диалогах о знаменитых ораторах» рассказывает, среди прочего, что подобный фурор произвела трагедия Куриация Матерна о Катоне!7. Казалось, что все — и мужчины, & женщины — одержимы желанием стать художниками, писателями, ораторами и т. п. и с этой целью проходили долгую выучку под руководством профессионалов. В каждой сфере производилось огромное количество текстов, которых с течением времени становилось все больше. Характерные черты той эпохи в немногих словах живописует arbiter elegantiarum18 Петроний, который в самом начале своей книги осуждает напыщенный и витиеватый стиль современных ему авторов:
|
|
«О, риторы, не во гнев вам будь сказано, вы-то и погубили красноречие. Из-за вашего звонкого пустословия сделалось оно... бессильным и дряхлым. Юноши не упражнялись в "декларациях" в те времена, когда Софокл и Еврипид находили слова, какие были необходимы... Ведь ни Платон, ни Демосфен, конеч-
244 Часть 2. Флуктуация идеациональнои и чувственной форм искусства
но, не предавались такого рода упрощениям... Лишь недавно это надутое, пустое многоречие прокралось в Афины из Азии и... когда подточены были законы красноречия, оно... онемело. Кто из потомков достиг славы Фукидида или Гиперида? Даже стихи более не блещут здоровым румянцем: все они точно вскормлены одной и той же пищей; ни одно не доживает до седых волос. Живописи суждена та же участь...» |9
|
|
Подобным же образом и Сенека осуждает всю эту литературно-художественную возню; а Персии высмеивает типичный образ жеманного «литературного денди» в одеянии из гиацинтов, который в нос говорит о чем-нибудь затхлом (rancidulum quiddam), «эдакого женоподобного болтуна», стихоплета-бума-гомарателя, рядящегося в лучшие одежды, перед тем как усесться читать, — и добавляет при этом в качестве безнадежного пожелания: «То, что ты пишешь, пиши просто — без художественных выкрутас!»20 Еще более резко обрушивается на весь этот чувственный эстетизм Ювенал (в шестой «Сатире»), начиная с «ученой тетки, которая корчит из себя матрону и часами толкует о сравнительных достоинствах Гомера и Вергилия»21.
Быть книжным эстетом стало модой. Плиний Младший рассказывает, как он сам во время охоты на кабанов «сидел у расставленных сетей со стилем и дощечкой». И он вполне последователен, когда изрекает свой знаменитый афоризм: «Чем длиннее, тем лучше» («Ut alia bonae res, ita bonus liber melior est quisque, quo major»22). Такую же, по сути дела, картину рисует и Тацит. Так же как и в эллинистической Греции, эрудиция в Риме идет рука об руку с эстетизмом. Наступил век многословия; риторика, ораторское искусство, критика, литературные штудии заняли непомерно большое место — тем не менее оригинального и настоящего творчества было мало, если оно вообще было. Рафинированный эстетизм нашел свое лучшее выражение и теоретическое обоснование в сочинениях Квинтилиана и других ведущих критиков. Квинтилиан, самый выдающийся из них, установил каноны стилей для разных литературных жанров: как писать шутки; в чем различие между сатирой, юмором и насмешкой; что придает стилю ясность, изысканность, красоту; что такое средний стиль, возвышенный стиль, сухой стиль, многословие, плеоназм, дурное подражание, тропы и фигуры речи и т. п. Другие критики и писатели, такие как Авл Геллий, Макробий, Сервий Гонорат, Курий Фортунат и прочие, были еще более «учеными» и еще более бесплодными.