флуктуация «первых принципов»: IV. Универсализм и сингуляризм 437
кого рода усилия, он выражает себя через социетальную ш «универсалию» и объективирует как реальность общества, так и его ценности. Такая гармония, или слияние индивидуальной и соци- | стальной реальности, имеет в своей природе что-то мистическое. Она мистически предшествует индивиду как единичной личности. Такова суть онтологической позиции мистического интегра-лизма. В плане этическом он вполне последовательно провозглашает, что социеталъные и индивидуальные ценности неотделимы друг от друга, что они являются одним и тем же, но представляют два разных аспекта единой ценности, что, следовательно, и индивид и общество являются абсолютной ценностью и ценность эта одна и та же. Поэтому ни индивид, ни общество не могут быть низведены до уровня второстепенной и производной ценности и ни тот, ни другое не могут быть использованы всего лишь как средства для какой-то другой цели.
Таким гармоничным и идеальным образом стремится решить проблему мистический интегрализм. Ввиду того что характерные особенности и ментальность этого интегрализма представляют особые трудности (как и мистицизм вообще, он доступен сравнительно немногим), его представители были менее многочисленны и он оставался течением менее распространенным, чем два других.