кто заковывает в цепи. Поэтому никакие принудительные узы не бывают вечными —• они рано или поздно должны перейти в другую форму, договорную или семейственную.
Закончим на этом рассмотрение первой проблемы.
Переходя ко второму вопросу, я хочу сказать, что не предполагаю, будто последовательность чередования форм социальных отношений, наблюдаемая в истории западного общества, является универсальной для всех времен и народов. Во-первых, нет логических оснований считать, что наблюдаемая последовательность является всеобщей, а не просто одной из возможных. Во-вторых, наблюдение за более простыми межличностными социальными отношениями показывает, что в одних случаях дружба со временем превращается в холодные и расчетливые договорные отношения, эгоистические, но в принципе приемлемые. В других случаях она превращается в ненависть и антагонизм, когда отношения сохраняются благодаря лишь неприкрытому насилию, чинимому одной стороной над другой. То же самое можно сказать и о разных трансформациях договорной или принудительной формы. Другими словами, мы наблюдаем не универсальную последовательность преобразования данной формы социальных связей в другие формы, а разнообразие последовательностей. Если так обстоит дело с межличностными отношениями, то нет никакого основания полагать, что оно обстоит иначе на уровне межгрупповых отношений. Даже поверхностное наблюдение за развитием союзнических или враждебных отношений двух или более групп подтверждает это утверждение.
|
|
Наконец, обратившись к третьей проблеме, мы в ктс^е обнаруживаем, что наблюдается (по крайней мере, эмпирически) иногда случайная, а иногда глубокая связь между формированием основных типов культуры и преобладанием т?х или иных форм социальных отношений. Выше мы уже видели, что период преобладания идеациональной культуры, приходящийся на VIII-XII вв., отмечен господством семейственных отношений, Дополненных принудительными. Период идеалистической культуры — с XII по XV в. — отмечен смешением семейственных отношений со значительной долей отношений договорных и принудительных. Период стремительного подъема чувственной культуры (XVI, XVII и первая половина XVIII в.) отмечен пропорциональным ростом принудительных и некоторым усилени-ем Договорных отношений за счет семейственных. Наконец, для