Само понятие идеациональной культуры логически предполагает, что если не мешают какие-либо внешние обстоятельства, то властью, а также интеллектуально-нравственным и общественным авторитетом в такого рода культурах обладают те личности и группы (их можно назвать «аристократией»), которые воплощают в себе идеациональные ценности или, по крайней мере, предполагаются таковыми. Поскольку чувственные ценности: богатство, физическая сила, земное счастье и т. п. — в глазах носителей идеациональной ментальное™ являются не более чем псевдоценностями, люди богатые и физически силь-
28, Флуктуация теократических и светских форм господства 599
ные» равно как и хорошие организаторы в области экономики, политики и предпринимательской деятельности, не могут быть в таком обществе признаны «аристократией», лидерами или правителями, если у них за душой нет идеациональных ценностей или если они не пользуются поддержкой и защитой со стороны тех, кто считается носителем этих ценностей. Самый высокий престиж и авторитет, а значит, и политический вес в такого рода обществах должны принадлежать теократии — будь то сословие жрецов или вообще священнослужителей, каста брахманов, ламы, шаманы, «старейшины» или какая-либо другая группа людей, которые, согласно верованиям, находятся в самом тесном контакте с потусторонней силой и потусторонними ценностями, являясь в чувственно воспринимаемом мире их доверенными представителями.
|
|
И наоборот. В чувственной культуре, с ее неверием в идеаци-ональную реальность и идеациональные ценности, лидерами и правителями могут быть представители только тех групп, которые являются носителями, создателями и блюстителями наиболее значимых чувственных ценностей. Они — всесильные гаранты безопасности и стабильности, обеспечивающие материальное благосостояние данного общества. Аристократией в таком обществе должно быть, следовательно, либо военное сословие, либо сословие богачей, либо же различные диктаторы со своими приспешниками, ловкие политиканы и махинаторы, организаторы новых экономических и прочих империй, ученые и изобретатели, имеющие дело с «материальными силами природы» и открывающие новые источники материального благополучия людей, наконец — разного рода жулики и «боссы», вплоть до всесильных руководителей преступных банд. >
Наконец, смешанное или идеалистические общество предположительно должно иметь политический режим и руководство смешанного типа — отчасти теократическое, отчасти чувствен-
но-секулярное.
Эти гипотетические предположения красноречиво подтверждаются историческими данными; поэтому едва ли есть необходимость в их подробной проверке. Достаточно просто напомнить наиболее существенные факты.
А. Во-первых, высказанное нами предположение прекрасно подтверждается в социальном пространстве. Брахманская, буд-Дийская, тибетская, а в Китае — даосская культуры были преимущественно идеациональными. В их рамках аристократия и