Принцип имманентного изменения социокультурных систем. только социокультурная система появляется на свет, ее неотъемлемый и «привычный» способ существования

только социокультурная система появляется на свет, ее неотъемлемый и «привычный» способ существования, формы, стадии, жизненная активность или судьба обусловлены главным образом самой системой, присущим ей характером и совокупнос­тью ее свойств. Совокупность внешних обстоятельств играет, разумеется, свою роль, но в основномв качестве замедляюще-го или ускоряющего фактора реализации предназначенной ей судь­бы. Внешние обстоятельства способствуют также ослаблению или усилению некоторых свойств системы, препятствуют или содействуют реализации возможностей, внутренне присущих си­стеме. Наконец, играют они роль при катастрофических измене­ниях, разрушающих систему. Но эти внешние условия не могут заставить систему проявить то, что в ней потенциально не за­ложено, сделаться такой, какой она, в силу присущих ей особенно­стей, стать не может, совершить то, что она имманентно не может совершить. Точно так же внешние условия могут сокру­шить систему или ограничить (на самой ранней стадии ее разви­тия) определенными рамками осуществление судьбы, предназначен­ной ей, препятствуя реализации ее полного жизненного пути. Но они не в силах в корне изменить характер и качество каждой ста­дии развития, как не могут онив большинстве случаепере­ставить или основательно изменить последовательность стадий той судьбы, что присуща системе.

Это утверждение всего лишь фиксирует действие принципа имманентного изменения и имманентного порождения послед­ствий. Со всеми своими характерными чертами система в дан­ный момент (Т) действует в форме А. А привносит Hii. 4ненил в окружающую среду и в саму систему. Следозательно, ь следую­щий момент (Т1) общая ситуация системы определяется вне­шними и внутренними последствиями действия л. Таким обра­зом, ситуация в момент Т1 определяется особенностями и действиями системы в данной ее фазе Т1. То же самое справедли­во и для моментов Т2, Т3...Т", вплоть до конца существования системы. Это означает, что любая социокультурная система, как только она появляется, несет в себе свою будущую судьбу. Если воспользоваться примером, приведенным Аристотелем, желудь с самого начала несет в себе свою судьбу, а именно — вопло­титься в дуб, а не во что иное. Так же обстоит дело с изначальной судьбой любого растения или живого организма. То же самое


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: