только социокультурная система появляется на свет, ее неотъемлемый и «привычный» способ существования, формы, стадии, жизненная активность или судьба обусловлены главным образом самой системой, присущим ей характером и совокупностью ее свойств. Совокупность внешних обстоятельств играет, разумеется, свою роль, но в основном — в качестве замедляюще-го или ускоряющего фактора реализации предназначенной ей судьбы. Внешние обстоятельства способствуют также ослаблению или усилению некоторых свойств системы, препятствуют или содействуют реализации возможностей, внутренне присущих системе. Наконец, играют они роль при катастрофических изменениях, разрушающих систему. Но эти внешние условия не могут заставить систему проявить то, что в ней потенциально не заложено, сделаться такой, какой она, в силу присущих ей особенностей, стать не может, совершить то, что она имманентно не может совершить. Точно так же внешние условия могут сокрушить систему или ограничить (на самой ранней стадии ее развития) определенными рамками осуществление судьбы, предназначенной ей, препятствуя реализации ее полного жизненного пути. Но они не в силах в корне изменить характер и качество каждой стадии развития, как не могут они — в большинстве случае — переставить или основательно изменить последовательность стадий той судьбы, что присуща системе.
|
|
Это утверждение всего лишь фиксирует действие принципа имманентного изменения и имманентного порождения последствий. Со всеми своими характерными чертами система в данный момент (Т) действует в форме А. А привносит Hii. 4ненил в окружающую среду и в саму систему. Следозательно, ь следующий момент (Т1) общая ситуация системы определяется внешними и внутренними последствиями действия л. Таким образом, ситуация в момент Т1 определяется особенностями и действиями системы в данной ее фазе Т1. То же самое справедливо и для моментов Т2, Т3...Т", вплоть до конца существования системы. Это означает, что любая социокультурная система, как только она появляется, несет в себе свою будущую судьбу. Если воспользоваться примером, приведенным Аристотелем, желудь с самого начала несет в себе свою судьбу, а именно — воплотиться в дуб, а не во что иное. Так же обстоит дело с изначальной судьбой любого растения или живого организма. То же самое