дика — экстерналистская. Это касается практически всех социальных и, в какой-то мере, биологических наук. Общим свидетельством того является триумф так называемой «теории инвай-ронментализма»4, особенно при объяснении и интерпретации человеческого поведения.
В широком смысле «инвайронментализм» — разновидность экстерналистской теории и методологии, объясняющей любое изменение «инвайронментальными факторами», которые действуют не внутри, а вне изучаемого объекта. Предполагается, что эти внешние, «инвайрон ментальные» силы — они-то и формируют, контролируют, изменяют, «тянут и толкают», создают и разрушают изучаемый феномен. Само же явление рассматривается всего лишь как пассивная точка приложения этих сил и факторов. Предполагается, что у него нет собственных, внутренних сил, способных изменить его. Этот экстерналистский инвайронментализм в настоящее время и доминирует в социальных науках. Практически все и вся объясняется экстернали-стски — от преступности и религии до экономических циклов и природной одаренности.
|
|
Другую разновидность экстернализма представляют широко распространенные механистический и бихевиористский подходы к духовным и социокультурным явлениям. По своей сути механистический подход к социокультурным изменениям является крайней формой экстернализма. Удивительно — хотя и типично для современного мышления, — что игнорируется вторая часть картезианско-ньютоновского закона инерции5, а именно: материальное тело, находящееся в состоянии движения, продолжает двигаться равномерно и прямолинейно (поскольку оно действительно находится в состоянии движения). Механистический подход к социокультурному изменению обычно предполагает, что любой социокультурный феномен пребывает в состоянии покоя или статического равновесия до тех пор, пока некая «внешняя сила» не выведет его из этого состояния и не заставит его двигаться и изменяться. Иначе говоря, предполагается, что феномен не обладает proprium motum6 и должен оставаться инертным, то есть «пребывать в состоянии покоя».
Почти столь же экстерналистскими являются и бихевиористские теории психосоциокультурных изменений, да и не только °ни, но также и доминирующие в настоящее время психологические теории. Их главный принцип — «стимул-реакция». Без стимула — а это почти всегда нечто внешнее по отношению к
Часть 9. «Почему» и «как» социокультурного измерения Ш 38. Принцип имманентного изменения социокультурных систем 801
человеку» организму или к любому социокультурному феномену — ни человек, ни социокультурная система не способны ни на какую «реакцию», ни на какую активность, изменение или трансформацию. Уже в самой формуле «стимул-реакция» содержится значительная степень экстернализма, что и подтверждают работы многих психологов и социологов.
|
|
Еще одна разновидность экстернализма — широко распространенные движения за «реформу» и «реконструкцию», усматривающие «корни зла» любого социального и культурного феномена, а также и панацею от него в окружающей среде и факторах, внешних по отношению к данной личности, социальному институту или культурной формации. Злостные деяния преступника и его возвращение на путь истинный рассматриваются, как правило, не сами по себе, а как следствие влияния внешней среды. Причина несовершенства социальных институтов — будь то семья, политическая или экономическая система — опять-таки усматривается лишь в условиях внешней среды. Считается, что изменение этих условий автоматически приведет и к изменению самой системы.
Эта краткая характеристика показывает сущность экстерналистской теории изменения, ее разновидностей и причины ее популярности в наше время. В то же время она объясняет, почему поставленный вопрос не является чисто «академическим». Мы видим, как экстерналистский подход всецело определяет характер «причинно-факторного» исследования во всех сферах социальных наук; как он формирует методику и приемы исследования; как он пронизывает практическую политику социальных реформистских движений; как он влияет на теоретическое и практическое мышление его приверженцев и в их повседневной жизни, и в особых социокультурных условиях.
Второе решение проблемы — совершенно противоположно; его можно назвать теорией имманентного социокультурного изменения. При рассмотрении любой социокультурной системы эта теория заявляет, что система изменяется в силу своих собственных ресурсов и свойств. Она не может не изменяться, даже если все внешние условия ее существования неизменны. Таким образом, изменение имманентно любой социокультурной системе, внутренне ей присуще и неотъемлемо от нее. Семена своего изменения она несет в себе. Если предположить, что внешние условия существования семьи, государства, экономической организации, политической партии или любой социальной системы остаются постоянными и если то же самое предполо-
жить относительно любой интегрированной системы искусства, философии, религии или права, то каждая из этих социальных и культурных систем не остается неизменной, но имманентно обречена изменяться в силу собственного бытия и функционирования. Некоторые ее свойства исчезнут; возникнут какие-то новые; одни ее черты усилятся, другие сгладятся. Рано или поздно — но система трансформируется. Такова вкратце суть этой теории.
Легко заметить, что она противоположна экстерналистской гипотезе. Если ее принять, то это повлечет за собой (при последовательном мышлении) целый ряд выводов относительно почти всех социальных и культурных проблем, отличающихся от тех выводов, к которым приводит экстерналистский постулат.
Изучая трансформацию любой социокультурной системы, сторонник имманентной теории будет искать причины или факторы ее изменения прежде всего во внутренних свойствах (актуальных или потенциальных) самой системы, а не просто во внешних условиях ее существования. Он не станет искать некий внешний фактор, воздействие которого на систему помогло бы ему объяснить ее изменение. Он может рассматривать любой такой фактор как дополнительный, но ни в коем случае не припишет ему ни изменение в целом, ни существенные его элементы. Создавая реформистский или реконструктивный проект «искоренения зла», он не стал бы полагаться целиком или даже главным образом на простое переустройство внешних условий. Подобно врачу, он в первую очередь изучил бы саму систему и ее внутренние свойства, что и послужило бы реальной основой для его диагноза. Если он увидит, что система, фигурально t- ^ража-ясь, напоминает организм восьмидесятилетнего старца, то он заявит, что все попытки вернуть ее к состоянию организма двадцатилетнего молодого человека абсолютно тщетн'л, какие бы изменения внешних условий ни производились. Его довод, основанный на достоверном опыте, будет состоять в том, что восьмидесятилетний организм нельзя вернуть в его юношеское состояние. Если же некоторые внутренние свойства системы обладают возможностями омоложения, он будет надеяться, что каким-то образом, когда придет время, они проявятся. Его рецепт не отрицает роль внешних условий, но, как правило, делает акцент на внутренних возможностях и усилиях самой системы. Сторонник Имманентной теории не стал бы возлагать больших надежд на Чисто механическое переустройство внешних условий.
|
|
I
802 Часть 9. «Почему» и «как» социокультурного измерения',
Резюмируем: принятие принципа имманентного изменения социокультурных систем означает множество практических шагов и исследований, которые по своей методике и технике глубоко отличаются от тех, что основаны на принципе экстернали-стской теории изменения. Такова вторая теория, толкующая о причинах изменений социокультурных систем.
Наконец, существует и третья — промежуточная, или интегральная, концепция. Она пытается рассматривать изменение любого социокультурного явления как результат совместного воздействия внешних и внутренних сил. Часто такое толкование носит эклектичный характер, когда оба эти фактора ставятся просто рядом, без сколько-нибудь серьезных попыток установить, в чем состоит специфическая роль имманентных, а в чем — внешних сил. В немногих случаях все же этот принцип носит синтетический, или интегральный, характер, и тогда он оказывается действенным. В таких — и только в таких — случаях интегральный характер принципа оправдан и его природа не искажается.
|
|
Таковы три основных ответа на поставленную проблему. Какой из них наиболее близок к истине? Мой ответ — в пользу принципа имманентного изменения каждой социокультурной системы, подкрепленного — при определенных условиях и в определенных пределах — экстерналистским принципом. Основные причины моей позиции суть следующие.
Во-первых, принцип имманентного изменения социокультурной системы подтверждается эмпирическим наблюдением. Мы не знаем ни одной эмпирической социокультурной системы или явления, которые не изменялись бы в процессе своего существования или в течение определенного отрезка времени. Во всем эмпирическом социокультурном мире вряд ли существует какая-либо система, которая оставалась бы неизменной. Это наблюдение — бесспорное. Можно возразить, что, хотя само изменение не вызывает сомнений, все-таки остается неизвестным, чем оно вызвано: исключительно имманентными силами системы или же непрерывным влиянием на нее со стороны ряда внешних факторов. Возражение резонное. Следовательно, для решения этой проблемы мы должны обратиться к другим эмпирическим и логическим доказательствам.
Такое комбинированное — логико-эмпирическое — доказательство можно сформулировать в виде следующего утверждения: любая система, которая в течение своего существования
38. Принцип имманентного изменения социокультурных систем 803
действует, работает, проявляет активность и не остается в состоянии покоя в буквальном смысле этого слова, не может оставаться неизменной именно потому, что пока она существует, она проявляет какую-то активность, совершает какую-то работу. Только та система, которая находится в абсолютном вакууме, пребывает в состоянии покоя и не функционирует, может избежать изменений. Можно взять самый лучший автомобильный двигатель, заливать в него лучшее масло и сохранять все остальные условия постоянными. И все же если он работает, то рано или поздно что-то в нем изменится и после определенного времени он износится. Согласно нашему предположению двигатель содержится в неизменных условиях, причем в самых лучших. Следовательно, его изменение происходит только благодаря тому факту, что он работает, действует.
Изменение здесь — имманентное последствие того, что система функционирует. Ее функционирование и делает изменение неизбежным. То же самое можно сказать и о любой другой механической системе, когда она запущена. Еще в большей степени это утверждение применимо к органическим системам. Одно из самых фундаментальных свойств живого организма — это его активность — внешняя или внутренняя, его подвижность, работа, динамическая природа. Иными словами, органическая система по своей природе — постоянно движущийся механизм. Как таковой, он, пока жив, работает, действует, функционирует. И, пока это так, он не может не изменяться. «Жизнь никогда не может находиться в состоянии равновесия»7. «Абсолютное равновесие никогда (для организма) недостижимо, и было бы губительно, если бы оно было достигнуто, так *у.к это означало бы неподвижность, атрофию, смерть»s.
Какой бы ни была окружающая среда, человек в ходе своей жизни не может не подвергаться изменениям. Ведь он всегда переходит от периода детства к зрелости, а затем — к старости и смерти. Может быть, только в морозильной камере или полумертвом состоянии анабиоза человек способен значительно замедлить темп своего изменения. Но поместить человека в такие условия — значит превратить его из живого, полноценного су-Щества в нечто вроде мумии. Подобное предположение подтверждает, а не опровергает нашу гипотезу.
Поскольку компонентами любой социокультурной системы являются в том числе и человеческие существа и поскольку ни °Дин организм, пока он живет, не может не изменяться, социо-