Часть 9. «Почему» и «как» социокультурного измерения. лейшая проверка большинства этих «теорий» с их «тенденциями» обнаруживает, что характер их фантастический и обусловлен стрем­лением выдать желаемое за

лейшая проверка большинства этих «теорий» с их «тенденциями» обнаруживает, что характер их фантастический и обусловлен стрем­лением выдать желаемое за действительное. Если такие тенденции и существуют, то едва ли они многочисленны. Выше мы уже видели, что подобный процесс может иметь место лишь при чудодействен­ном и чрезвычайно проблематичном стечении обстоятельств. Не­обходимо, во-первых, чтобы перестал действовать закон имманен­тного изменения; во-вторых, чтобы система обладала лишь одной возможностью мутации; в-третьих, чтобы или она была полнос­тью изолирована от остального мира и внешних агентов, или же чтобы последние исключительно долго оставались постоянным, а если бы и изменялись, то все время уничтожая друг друга, в резуль­тате чего система сохраняла бы равновесие, а ее тенденция не нару­шалась бы. Подобное стечение чрезвычайно редких и почти неве­роятных условий едва ли возможно. Произойди такой невероятный случай, его вполне следовало бы счесть за чудо.

Таким образом, вечные линейные социокультурные процес­сы — явление исключительно редкое. Подтверждается ли их на­личие фактически? Действительно ли имеется процесс с вечной линейной тенденцией, реальность которого не вызывает ника­ких сомнений? Стоит поставить вопрос в столь острой форме, и ситуация становится гораздо менее ясной, чем она представля­ется сторонникам «линеаризма». Отбросив в сторону тысячи псевдолинейных процессов, которые лишь объявляются линей­ными, перечислим процессы, которые несомненно можно на­звать таковыми с большим основанием, чем все остальные: 1. Рост численности населения на нашей планете в течение вре­мени. 2. Увеличение суммы знаний и изобретений с течением времени. 3. Рост социальной дифференциации и интеграции, включая и разделение труда,

Вероятно, можно согласиться с тем, что эти процессы пред­ставляются самыми линейными из всех социокультурных линей­ных процессов, если таковые существуют. Анализ вечной линей­ности упомянутых процессов может служить в качестве главного апостериорного теста при решении вопроса о том, существуют ли подлинно линейные социокультурные процессы, которые со­храняют линейную тенденцию без какого бы то ни было времен­ного ограничения или же в течение того времени, пока суще­ствует человечество.

Первый аргумент против объявления их безгранично линей­ными можно сформулировать так: мы допускаем, что «с начала


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: