пов, но они являются не системами, а скоплениями. Как тако-, вые, они не могут служить большей посылкой интегрированных -] форм культуры. Точно так же внутри каждой из указанных пяти j фундаментальных форм существует широкая возможность для раз- i нообразия второстепенных деталей соответствующих учений. Идеалистическая философия Платона в ряде второстепенных черт отличается от философии Плотина, а обе они — от учений Бл. Августина или Гегеля. Материализм Левкиппа отличается от материализма Лукреция, и оба они отличаются от материалистических учений Ламетри, Гольбаха или Маркса. Тем не менее эти незначительные отличия не затрагивают главных, характерных особенностей идеалистической или материалистической посылок. С точки зрения этих главных особенностей, едва ли существует еще какая-нибудь принципиальная возможность решения данной проблемы, помимо вышеуказанных пяти ответов. Если бы и нашлась одна или две таких возможности, то они увеличили бы число форм с пяти всего лишь до шести или семи.
|
|
Поскольку существует только пять основных возможностей (причем две из них негативны и едва ли могут служить основанием для развития долговременной интегрированной культуры), § то в соответствии с принципами ограничения и имманентного изменения три из них и две другие — как подсистемы — не могут не повторяться в интегрированной культуре, которая продолжает существовать и после того, как ею впервые пройдены все эти три или пять фундаментальных форм. Отсюда же — и повторение этих форм, и суперритм в истории изучаемых культур. Сказанное о постулате трех основных форм суперсистем культуры справедливо и в отношении всех их подчиненных систем и ритмов.
Теоретически может быть (и есть) только пять или шесть основных интегрированных систем истины: 1) истина веры; 2) истина разума; 3) истина чувств; 4) их идеалистический синтез; 5) интегрированная скептическая, агностическая или критическая система. Все остальное — всего лишь эклектическая смесь этих систем. Поскольку нет никакой другой логической возможности для установления принципиально иных интегрированных систем истины, эти системы неизбежно — и логически и фактически — должны повторяться в любой многовековой культуре (во времени) или в различных культурах (в пространстве). И мы видели, что периоды их господства действительно повторялись.
41. Суперритм идеациональной, идеалистической и чувственной фаз 855
То же самое можно сказать и о главных стилях искусства: идеациональном (символическом), визуальном (чувственном) и идеалистическом (интегрированном символически-визуальном).
|
|
Еще для одной какой-нибудь фундаментальной интегрированной формы не остается возможностей. Есть только широкая возможность эклектической смеси этих элементов. Отсюда — повторение данных форм в рамках одной и той же культуры или в других культурах.
То же самое приложимо и к более частным «образцам» искусства вообще и к различным видам искусства в частности. «Классическое и романтическое», «линейное и живописное», «религиозное и светское», «идеалистическое и натуралистическое», «традиционное и революционное» — эти и сотни других разновидностей, столь часто употребляемые историками и теоретиками искусства, что бы они ни означали у разных авторов, — набор этих частных разновидностей опять-таки ограничен с точки зрения фундаментальных форм.
Так же обстоит дело и с основными формами этики. Любая интегрированная ее система может быть этикой либо Абсолютного Императива (включая и этику христианской любви), либо Чувственного Счастья в ее эвдемонистическом, утилитаристском или гедонистическом вариантах. Возможен к тому же органический синтез обеих систем.
Остальные системы (в том числе и крайний моральный нигилизм) будут эклектической смесью этих форм. Следовательно, повторение интегрированных форм во времени и пространстве неизбежно. Отсюда же — взлеты и падения каждой v>* этих основных форм, которые мы проследили в предыдущих главах.
И так далее — вплоть даже до таких более частных принципов, как атомистика и антиатомистика в естественных науках, как витализм и механицизм, как основные концепции времени, пространства и других «первоначал» науки и философии.
Поскольку основные формы каждой из этих интегрированных систем и подсистем имеют ограниченное число вариантов, они не могут не повторяться в ходе истории культуры, существование которой не прекращается после того, как пройден первый круг всех основных форм. Однажды возникнув, они повторяются второй, третий раз и так далее.
Так как каждая из систем истины, подлинной реальности, форм искусства, этики, форм социальных, экономических, по-
856 Часть 9. «Почему» и «как» социокультурного измерения
литических и других отношений является не чем иным, как подсистемой нашей суперсистемы, и поскольку как таковые они живут и изменяются вместе, их совокупное скоординированное повторение и составляет повторение идеациональной, идеалистической и чувственной фаз в процессе исторического развития нашей суперсистемы.
Таким образом, принципы имманентного изменения и ограниченных возможностей основных форм дают адекватный ответ на вопрос, почему эти фазы суперсистемы, равно как и соответствующие фазы во всех подчиненных системах, повторяются. Однако действие этих принципов не является единственной причиной повторения. Существует еще одна, более глубокая причина. Рассмотрим ее.