IV. Проблема строго цикличных или циркулярных процессов

Мы уже видели, что смена ритма или повторения становится неизбежной практически для всех социокультурных процессов после того, как реализованы все их возможности. При этом, как указывалось, повторение или ритм никогда не бывают тожде­ственны по всем своим характеристикам предыдущим или пос­ледующим повторениям. Ритм идентичен другим повторяю­щимся ритмам только в сущностных чертах, а не во всех случайных свойствах. Невозможность абсолютно одинаковых повторений, как в одной и той же системе (повторение во време­ни), так и в разных системах (повторение в пространстве) выте­кает из того же принципа имманентного изменения, согласно которому любая система изменяется proprio motu11 и в какой-то степени оказывается разной в каждый новый момент време­ни. Монархия и республика, готический и классический стили, материализм и идеализм могут чередоваться в социокультур­ной системе, но каждое повторение республики или готического стиля отличается от предыдущего и от всех последующих и по числу направлений, и по своим чертам.

Время — разное, детали — разные: система знаний, средств и проводников общества и окружающая среда — тоже разные и т. д. Каждый из нас изо дня в день обедает и спит, но каждый обед или процесс сна не тождествен предыдущему: изменяемся мы сами, безвозвратно уходит время, особенности обеда и сна также разнообразны.

Этого вполне достаточно, чтобы показать невозможность одинаковых повторений и ритмов в любой социо! Ддьтурной системе и процессе. Здесь надо отказаться от старой i езрии «веч­ного возвращения» 12 в одних и тех же формах, которые мы рас­сматривали выше. Принципа имманентного изменения вполне достаточно, чтобы прийти к такому выводу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: