Мы уже видели, что смена ритма или повторения становится неизбежной практически для всех социокультурных процессов после того, как реализованы все их возможности. При этом, как указывалось, повторение или ритм никогда не бывают тождественны по всем своим характеристикам предыдущим или последующим повторениям. Ритм идентичен другим повторяющимся ритмам только в сущностных чертах, а не во всех случайных свойствах. Невозможность абсолютно одинаковых повторений, как в одной и той же системе (повторение во времени), так и в разных системах (повторение в пространстве) вытекает из того же принципа имманентного изменения, согласно которому любая система изменяется proprio motu11 и в какой-то степени оказывается разной в каждый новый момент времени. Монархия и республика, готический и классический стили, материализм и идеализм могут чередоваться в социокультурной системе, но каждое повторение республики или готического стиля отличается от предыдущего и от всех последующих и по числу направлений, и по своим чертам.
|
|
Время — разное, детали — разные: система знаний, средств и проводников общества и окружающая среда — тоже разные и т. д. Каждый из нас изо дня в день обедает и спит, но каждый обед или процесс сна не тождествен предыдущему: изменяемся мы сами, безвозвратно уходит время, особенности обеда и сна также разнообразны.
Этого вполне достаточно, чтобы показать невозможность одинаковых повторений и ритмов в любой социо! Ддьтурной системе и процессе. Здесь надо отказаться от старой i езрии «вечного возвращения» 12 в одних и тех же формах, которые мы рассматривали выше. Принципа имманентного изменения вполне достаточно, чтобы прийти к такому выводу.