1 Иератическая (от греч. hieratikos — жреческая), то есть относящаяся к «церковной», жреческой сфере.
2 Вафио — селение на севере Пелопоннеса, близ которого в разрушенной культовой гробнице были найдены два золотых кубка с чеканными рельефами, натуралистически изображающими быков, пасущихся на воле, и укрощение быка человеком. Кубки датируются XVI в. до н. э. и, вероятно, вывезены с Крита. В настоящее время хранятся в Афинском Национальном музее. См.: Эгейское искусство. М., 1972, репродукции 139-144.
3 Описание «щита Ахиллеса» см. в 18-й пеа.е «Илиады^ Гомера (ст.
467-616).
4 Подробное описание «ларца Кипсела» дает Павсаннй в «Описании Эллады» (V, 17-19). См.: Павсаннй. Описание Эллады. IvL, 1994, т. II, с. 46-53.
5 Амиклы — небольшой городок в Лаконике неподалеку от Спарты, основанный, по преданию, Амиклом, сыном Лакедомона и Спарты. Описание трона Аполлона Амиклейского работы Батикла из Магнесии (VI в. до н. э.) см. у Павсания в «Описании Эллады» (III, 18-19; указ изд., т. 1, с. 260-269; на с. 259 — реконструкция «Амиклейского Аполлона на своем троне», выполненная Фуртвенглером). На троне восседал Аполлон («творение не Батикла, но очень древнее и сделанное без всякого искусства», по словам Павсания), статуя которого достигала в высоту тридцати локтей (локоть = 44,4 см).
|
|
942 Комментарии к с. 151
5 О «хиосской школе» скульптуры см.: Плиний Старший. Естествознание. Искусство. М., 1994, с. 117.
71W#rsHUTheArtoftheGreeks.NewYork,1922,p.98.
8 Ника (миф.) — греческая богиня победы, изображавшаяся, как правило, с крыльями и победным венком. Наиболее известные скульптурные воплощения Ники — статуя из Олимпии работы Пеония (V в. до н. э.) и «Ника Самофракийская» (конец VI в. дон. э.). «С обеих сторон крыши храма в Олимпии, — пишет Павсаний, — стоят позолоченные чаши; статуя Победы, также позолоченная, стоит на самой середине фронтона; под статуей Победы прикреплен золотой щит с рельефным изображением Медузы Горгоны. Надпись на щите указывает на тех, кто его посвятил и по какому поводу он посвящен. Она гласит следующее:
В храм сей щит золотой спартанцы после Танагры Вместе с союзным своим войском его принесли В дар, победив аргивян, афинян, а также ионян. Взятой добычи врагов — это десятая часть».
(Павсаний. Описание Эллады. М., 1994, т. II, с. 29-30). Павсаний дает и описание статуи Немезиды Рамнунтской (2-я пол. V в. до н. э.): «От Марафона... на расстоянии приблизительно шестидесяти стадий [стадий = 176,8 м] отстоит Рамнунт... Население живет в домах и поселках около моря, а немного вверх от моря есть храм Немезиды; она из всех богов наиболее неумолима к людям, действующим насилием. Считается, что и высадившихся на Марафоне варваров прежде всего встретил гнев этой богини: полные презрения, считая, что для них ничего не будет стоить взять Афины, они везли с собой глыбу паросского мрамора, чтобы поставить трофей, как будто бы дело было ими уже сделано. Из этого камня Фидий создал статую Немезиды: на голове у богини — венок с фигурами оченей и небольшими фигурами Победы. В руках же она держит: с одной стороны — ветвь яблони, а в правой — чашу. На чаше изображены эфиопы. Что касается эфиопов, то о значении их ни я сам не мог догадаться, ни узнать от тех, которые стараются выставить себя знающими...» (там же, т. I, с. 87-88).
|
|
В комментарии к этому месту сказано: «Есть предание, что художник Алкамен, побежденный в конкурсе на статуарное изображение Афродиты, свою Афродиту, под именем Немезиды, подарил рамнунтцам. Идет большой спор, действительно ли Фидий изваял эту статую; ее творцом считают Агоракрита. Но это был любимый ученик Фидия, и эта статуя могла быть их совместным произведением. Что касается венца башни, то его объясняют очень различно: то как богатство (олени!) персов, то как эмблемы богини Артемиды, родственной Немезиде. Найденные фрагменты статуи говорят, что эти изображения были статуарные...
Что касается эфиопов, украшающих чашу и вызывающих массу различных толкований, вернее всего, что это просто орнамент, так как в это