Комментарии к с. 863-873

Вечная игра жизни, безжалостная, как смерть, неотразимая, как рож­дение, corsi e ricorsi истории, perpetuum mobile маятника!» (Герцен А.И. Сочинения: В 9 т. М, 1956, т. 3, с. 339).

3 Цитата из книги А. Пуанкаре «Наука и метод». См.: Пуанкаре А. О науке. М., 1990, с. 404-405. «Фуксова функция» в современной матема­тической терминологии — автоморфная функция. П.А. Сорокин пользовался французским изданием: Poincare H. Science et methode. Paris, 1908, p. 52-55.

4 Там же, с. 406.

у More L Т. Isaac Newton. New York, 1934, p. 288.

6* Kretschmer F. The Psychology of Men of Genius. London, 1931, p. 141.

^Uic/iCTAP.AHistoryofMechanical Inventions. New York, 1929, p. 28-29.

** Rossman}. The Psychology of Inventor. Washington, 1931, p. 101-116.

* П.А. Сорокин ссылается на сочинение Ж. де Местра «Рассмотрение философии Ф. B9KOHa»(Examendelaphilosophiede Bacon. 1836, vol. 1-2). Под «схемами» Ф. Бэкона подразумевается эмпирический метод позна­ния и теория индукции, разработанные английским философом в его «Новом Органоном» и др. сочинениях.

10 Цитата из «Ессее Homo». См.: Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1990, т. 2, с. 746-747.

1'* Цит. no: John О. W.A. Mozart. Leipzig, 1859, Bd. HI, S. 423-425.

12 Цитата из «Системы трансцендентального идеализма». См.: Шел­линг Ф.В. Сочинения: В 2 т. М-, 1987, т. 1, с. 476.

13 Corpus (лат.) — состав, совокупность, «тело».

14 См. прим. 11 к главе 18.

15 См. прим. 16 к главе 1.

|6* Hartmann E. von. Philosophy of the Unconscious. London, 1931, vol. II, p. 39.

171 См.: WhitheadAN. Adventures of Ideas. New York, 1933. [Рус. перевод: УайтхедА.Н. Избранные работы по философии. М., 1990, с. 389-702.]

18' BirkhoffG.D. Intuition, Reason and Faith in Science // Science. Decembre 30,1938, p. 603-604.

19' Eddington A. The Philosophy of Physical Science. New York, 1939, p. 221 -223.

20 См. прим. 4 к главе 2.

21 См. прим. 4 к главе 19.

12 Прагматизм (от греч. pragma, pragmatos — дело, действие) — фи­лософское учение, возникшее в 70-х гг. XIX в. в США и получившее наи­большее распространение в период Второй мировой войны; согласно праг­матизму, философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, а общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных («проблематичных») ситу­ациях, в процессе их практической деятельности, протекающей в непре­рывно меняющемся мире. Отсюда главный критерий истины для праг­матика — «полезность» («истина определяется как полезность», «гипотеза

Комментарии к с. 873-875 1065

о Боге истинна, если она служит удовлетворительно»). Крупнейшие пред­ставители прагматизма: Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи, Дж.Г. Мид, Ф.К.С. Шиллер и др.

Операционализм — направление в методологии и философии науки, сводящее теоретическое знание к эмпирическим процедурам измерения. Основатель операционализма — американский физик и философ Перси Уильям Бриджмен(1882-1961).

Инструментализм — философское учение, разработанное Дж. Дьюи и являющееся разновидностью прагматизма. Для инструментализма, счи­тающего сознание одним из средств приспособления к изменяющимся условиям среды, логические понятия, идеи, научные законы и теории — лишь инструменты, «орудия», «ключи к ситуации», «планы действия», а истина — это нечто «обеспечивающее успех в данной ситуации». Исходя из понятия «ситуации» и выделяя в качестве главных ее моментов «орга­низм» (животное, человек, общество) и «среду», инструментализм счита­ет основной проблемой отношения «организма» к «среде» (причем «орга­низм» рассматривается как нечто первичное). В области социальных наук сторонники инструментализма отрицают реальность общественных клас­сов, оперируя такими абстракциями, как «общество», «личность», «госу­дарство». Инструментальная теория прогресса (так наз. мелиоризм) ут­верждает, что прогресс состоит не в достижении обществом определенных целей, а в самом процессе движения.

23 См. прим. 40 к главе 14.

24 «Венский кружок» — группа, явившаяся идейным и организацион­ным ядром движения логического позитивизма; организован в 1922 г. М. Шликом при кафедре философии индуктивных наук Венского уни­верситета; в состав Венского кружка входили Р. Карнап, Ф. Вайсман, Г. Фейгель, О. Нейрат, Г. Ган, В. Крафт, К, Гедель и др. философы, сформу­лировавшие исходные положения логического позитивизма.

25 «Аналитическим (поясняющим) суждением» Кант называет такое суждение, в котором «предикат В принадлежит субъекту А как нечто содержащееся (в скрытом виде1 в этом понятии A» (Kawn \ Критика чистого разума. М., 1994, с. 37). «Например, если я говорк, «то все тела протяженны, то это суждение аналитическое. В самом дел^.-, мне незачем выходить за пределы понятия, которое я сочетаю со словом тело, чтобы признать, что протяжение связано с ним, мне нужно только расчленить это понятие, т. е. осознать всегда мыслимое в нем многообразное, чтобы найти в нем этот предмет, Следовательно, это — аналитическое сужде­ние» (там же).

26 Буквальный перевод с английского. Вероятнее всего, это знаменитое изречение из «Дао дэ цзин» (§ 56): «Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто гово­рит, не знает» (Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х тт. М.,

1972, т. 1,с. 131).

27 То есть вопреки заветам Иисуса Христа: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: