1 См. прим. 19 к главе 37. Слова этого католического гимна цитирует Гете в первой части «Фауста» (сцена «Собор») и Ф.М. Достоевский в романе «Подросток» (ч. III, гл. 5, III). См.: Гете И.В. Фауст. М., 1969, с. 175; Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 12т.М., 1982, т. 10, с. 248.
2 Bellum omnium contra cranes (лат.) — война всех против всех. См. прим. 23 к главе 24.
3 Демпинг (англ, dumping, букв, dump — сбрасывание, от сбрасывать) — продажа на внешних рынках по бросовым ценам, т. е. по ценам ниже издержек производства.
4 См. прим. 9 к главе 2.
5 Катарсис (греч. catharsis —очищение) —одна из главных категории древнегреческой философии и эстетики. Согласно Аристотелю («Поэтика»,, 1496 Ь), «трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, подражание при помощи речи, в каждой из частей различно украшенной; посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение [ катарсис] подобных аффектов». Подробнее см.: Лосев А. Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1965, с. 85-99.
|
|
6 В данном случае термин «харизма» (милость, дар Божий, благодать) употребляется не в социологическом смысле, какой ему придал М. Вебер в своем учении о легитимных формах господства, а в богословском. «По учению Православной Церкви, следует различать два вида евангельской благодати: благодать предваряющую (просвещающую) и благодать особенную (оправдывающую). Первая даруется независимо от достоинств и заслуг человека... Действие благодати оправдывающей заключается в оправдании человека, как внутреннем очищении его от грехов и в освящении его посредством таинств, как возведении на высшую ступень нравственного совершенства» (Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб.,
б/г, т. I, с. 338-339).
7 О Древнем царстве см. прим. 10 к главе 7.0 дальнейшей периодизации истории Древнего Египта см.: Мерц Б. Красная земля. Черная земля. Мир древних египтян. М., 1998, с. 5-6.
8 Слова католического «кредо»: «Воплотившийся от Святого Духа... ставший человеком... распятый... и воскресший... Аминь» (лат.). Ср. с православным «Символом веры»: «Нас ради, человек, и нашего ради спасения сшедшего с Небес и воплогившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдав-ша, и погребенна. И воскресшего в третий день по Писанием... Аминь».
9 См. прим. 31 к главе 13. I
10 См. прим. 32 к главе 13.
11 Правительство из народа, волей народа и ради народа — слова А. Линкольна. См. прим. 1 к главе 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 13
' При подготоке сокращенного издания «Социальной и культурной динамики» П. А. Сорокин данное приложение исключил, тем не менее мы сочли необходимым его восстановить — и не только потому, что ссылка на него осталась и в сокращенном варианте «Динамики», но и потому, что оно имеет исключительно важное значение для понимания методики составления многочисленных таблиц и диаграмм, построенных на его основе. Для лучшей ориентации в «Списке мыслителей» составлен нижеследующий алфавитный указатель.