Общие методические указания по изучению дисциплины

ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра организация правоохранительной и правозащитной деятельности

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Б.3.В.1.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Рекомендуется для направления подготовки 030900.62 Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»

Форма обучения заочная

ПСКОВ

Правоохранительные органы: Учебно-методический комплекс (направление подготовки 030900.62 Юриспруденция) для заочной формы обучения. – Псков: Псковский государственный университет, 2013. - с.

Составитель: Борисенко И.В. – старший преподаватель кафедры организация правоохранительной и правозащитной деятельности

Учебно-методическая документация обсуждена на заседании кафедры организация правоохранительной и правозащитной деятельности от «__» ____________ 2013 г., протокол №___.

Заведующий кафедрой организация правоохранительной

и правозащитной деятельности Б.Б. Казак

«_____» ______________2013 г.

Учебно-методический комплекс составлен на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки бакалавров по направлению 030900 Юриспруденция и в соответствии с «Положением об учебно-методической документации учебных дисциплин (модулей), практик основных образовательных программ ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет».

© Псковский государственный университет, 2013


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Правоохранительные органы» имеет характер вводного учебного курса, предваряющего изучение многих других юридических дисциплин. Эта учебная дисциплина посвящена системе правоохранительных органов, ее особенностей, взаимодействию с другими государственными органами и негосударственными учреждениями. Она позволяет глубже уяснить и определить существующие возможности по защите охраняемых законом прав и интересов граждан, общества и государств, обязанности, компетенцию правоохранительных органов.

Дисциплина «Правоохранительные органы» имеет большое значение для становления профессионального юриста, служит основой изучения ряда правовых дисциплин. К ним относятся: Конституционное право, административное право, уголовно - процессуальное право, гражданско-процессуальное право, прокурорский надзор, организация судебной деятельности и др.

Изучение дисциплины «Правоохранительные органы» имеет своей целью формирование у студентов необходимого правового компонента их профессиональной подготовки, способности оценивать события и явления общественной жизни с позиций закона и действовать в соответствии с его нормами, а также воспитание высокой правовой и нравственной культуры, уважения к правам и свободам граждан, добросовестного отношения к своей работе.

Задачами изучения курса являются достижение теоретического усвоения основных понятий и правовых институтов судоустройства в Российской Федерации, организации прокуратуры, адвокатуры, органов предварительного расследования, органов юстиции, нотариата, подготовка студентов к практической работе в этих органах и организациях. Вопросы организации правоохранительных органов включают в свой круг кадровые и структурные вопросы, основы компетенции данных органов. Структурные вопросы системы органов – описание системы органов в целом и устройства каждого звена системы в отдельности.

Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» одна из наиболее насыщенных по информационному материалу так как касается задач, структур, составов и компетенции большого числа, как государственных, так и некоторых негосударственных организаций. Необходимо подчеркнуть, что деятельность этих органов и организаций регламентируется более чем 50 правовыми актами различного уровня. Эти правовые акты находятся в постоянном процессе обновления, что еще более осложняет задачу освоения материала. Эта задача может быть решена только при использовании студентом лекционного материала, рекомендованных учебников, а также изучения соответствующих правовых актов.

В процессе изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы» обучаемые должны обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).

б) профессиональными:

в правоприменительной деятельности:

- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

в правоохранительной деятельности:

- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

В результате изучения учебного курса «Правоохранительные органы» обучаемые должны:

знать:

- понятие системы правоохранительных органов и правоохранительной деятельности;

- какие принципы лежат в основе правоохранительной деятельности;

- основные цели, задачи правоохранительной деятельности;

- роль и место правоохранительных органов в системе органов государственной власти и управления Российской Федерации;

- нормативные акты, регламентирующие правовые и организационные основы правоохранительной деятельности.

- конституционные основы (принципы) правосудия;

- принципы и основы устройства судебной системы в Российской Федерации, сравнительные аспекты с зарубежными государствами;

- особенности устройства каждого звена судебной системы, его места в судебной системе, судебной компетенции, кадрового состава;

- основы и отдельные положения статуса судей в Российской Федерации (порядок наделения полномочиями, прекращения полномочий, неприкосновенность, государственная защита, гарантии неприкосновенности);

- принципы организации прокуратуры в Российской Федерации, компетенцию органов прокуратуры, их систему;

- устройство и кадровый состав каждого звена в системе органов прокуратуры; требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокурорских работников, порядок их назначения, освобождения от должности;

- системы и структуры органов, а также статус их сотрудников в отношении всех остальных изучаемых органов и организаций – органов предварительного расследования, юстиции, адвокатуры, нотариата;

уметь:

- давать определения основным понятиям по изучаемой дисциплине;

- выделять основные направления деятельности изученных правоохранительных органов;

- выделять различные виды процессуальных и иных документов, выносимых должностными лицами правоохранительных органов, основания их вынесения;

- разграничивать функции и сферы деятельности различных правоохранительных органов;

- определять направления и формы взаимодействия различных правоохранительных органов, выполняющих аналогичные виды правоохранительной деятельности;

- работать с нормативными актами, регламентирующими деятельность правоохранительных органов;

- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы,

- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, работать с документами правового характера, нормативными актами, ориентироваться на исполнение законов в различных ситуациях профессиональной деятельности

владеть:

- юридической терминологией;

- навыками работы с правовыми актами;

- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

- навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики.

Общие методические указания по изучению дисциплины

Изучение дисциплины «Правоохранительные органы» осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной подготовки обучающихся. Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются: лекционное занятие; практическое и семинарские занятия; консультация преподавателя (индивидуальная, групповая); дискуссия, доклады, научные сообщения и их обсуждение и т.д.

При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного обучения.

Занятия проводятся в активных и интерактивных формах.

Лекции носят в основном проблемный или обзорно-консультативный характер.

Учебная дисциплина обеспечена лекциями по всем темам и фондовыми лекциями по наиболее важным, актуальным и сложным темам либо вопросам.

Чтение лекций от занятия к занятию должно носить поступательно усложняющийся характер. От наглядно обзорной информации к систематизации учебного и нормативного материала, от четких понятийных формулировок к раскрытию их содержания и толкованию, от изученного и накопленного материала к анализу взаимосвязей между понятиями и положениями закона, между предписаниями различных нормативных актов, между статьями одного нормативного акта. Общая схема обучения от общего к частному и от общей информации к ее аналитической привязке к конкретным социальным условиям составляют основу методической работы преподавателя на первом курсе.

При чтении лекций преподавателю необходимо усложнять систематизацию и глубину подаваемого материала как внутри тем, так и по темам, не смотря на то, что при начале изучения каждого правоохранительного органа кажется, что нужно начинать сначала. Увеличение систематизирующего и аналитического материала в лекции предполагает постановку преподавателем задачи перед студентами по подготовке к прослушиванию следующей лекции. По мере увеличения прочитанных лекций этот объем самостоятельной работы студентов должен быть увеличен. Связь предварительной подготовки студентов к лекциям и усложняющегося материала лекций способствует формированию у студентов умения сосредотачиваться на изучаемом материале, самостоятельно находить простой информационный материал о правоохранительном органе и воспитывает ответственность студента перед собой за свою учебу, получаемые знания и их уровень. Подача материала и его объем на лекции планируется преподавателем.

На семинарских и практических занятиях рассматриваются наиболее важные и сложные вопросы курса, по изучаемым темам.

Цель семинарских и практических занятий заключается в том, чтобы на основе получаемых знаний добиться понимания студентом преподаваемого материала курса в прикладном аспекте для возможности его дальнейшего использования в практической деятельности юриста.

Задачи семинарских и практических занятий: детальная проработка вопросов конкретных тем курса «Правоохранительные органы»; закрепление и углубление знаний по конкретным темам; получение навыков профессионального и социального общения между специалистами в области юриспруденции и обычными гражданами; привитие культуры ведения предметного диалога; предоставление студентам возможности самовыражения с необходимой по ситуации корректировкой их поведения; комплексный контроль уровня усвоения материала аудиторией.

Для решения этих задач на занятиях используются: элементы ролевых игр; имитация возможного поведения субъектов складывающихся правовых отношений; анализ конкретных ситуаций и правовых коллизий; применение метода наблюдения студентами за ведущейся дискуссией с последующей правовой оценкой ее результатов с их стороны.

Для освоения курса «Правоохранительные органы» обучающимся необходимо постоянно пользоваться имеющимися учебниками последних лет издания и дополнительной литературой: монографиями, учебными пособиями, лекциями, журнальными статьями.

Более качественной подготовке к семинарским и практическим занятиям способствует предварительная тщательная самостоятельная подготовка обучающихся, а также ознакомление с материалами, публикуемыми в юридических журналах: «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», «Государство и право», «Законность», «Российская юстиция», «Следователь» и др.

Самостоятельная работа является основной формой изучение дисциплины «Правоохранительные органы» обучающимися по заочной форме обучения.

Нормативный объем самостоятельной работы студентов для данной дисциплины установлен в объеме 52 часов. Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение учебной, учебно-методической и специальной литературы, нормативных актов, их конспектирование, обобщение положительной практики оперативных подразделений, суда, прокуратуры и других органов в сфере борьбы с преступностью и подготовку письменных контрольных работ; подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим и др.) и выполнение соответствующих заданий; выполнение исследовательских работ, письменных контрольных работ, рефератов, докладов, презентаций и т. п.; выступление с докладами и сообщениями на научных мероприятиях различного уровня, подготовку к экзамену

Главная задача самостоятельной работы – приобретение учебных и научных знаний путем изучения рекомендованной литературы, поиска дополнительной информации для ответов на контрольные вопросы, формирование интереса к творчеству и решению профессиональных вопросов, изучение тематики курса в полном объеме.

Формы контроля самостоятельной работы:

- контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада и т.п., выполненных заданий (на практических занятиях);

- проверка выполненной письменной домашней контрольной работы;

- тестирование;

Итоговая форма контроля – экзамен.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: